Макс Лагун — художник, артист, мальчик с аутизмом, которому карандаши и краски заменили голос

Художник с планеты Земля

Карандаши и краски вместо голоса: визуальное искусство — вполне доходчивый способ объясниться с окружающим миром. Особенно если ты почти не разговариваешь. И в другое время в другой жизни дорога тебе была бы одна — в дом инвалидов, именно туда еще совсем недавно чаще всего попадали люди с аутизмом. Максим Лагун — особенный подросток, которого искусствоведы и взрослые коллеги по цеху уже называют гением. И есть за что.


Так и хочется сказать: а я его помню ­во-о-от таки-и-им!.. Действительно ведь помню. Лето 2016-го, жаркое начало июня, первая постановка Семейного инклюзив-театра «i» на сцене Белгосфилармонии — и костюмы, украшенные волшебными рисунками Макса. И сам Максим — еще маленький мальчик с огромными глазами, опушенными длинными ресницами, — в бессловесной роли зайца-секретаря, которую придумали специально для него. Шаг на сцену — шаг к новой жизни, попытка перебраться через невидимую прозрачную стену, которая отделяет людей с аутизмом от обычных землян.

С тех пор прошло почти четыре года. Макс занимался в театре «i» актерским мастерством, оформил еще пару постановок и сам не единожды выходил на сцену — что символично, однажды сыграл художника. И заговорил: пусть робко и сбивчиво, старательно выученными словами, но нащупал первый живой контакт с окружающим миром, нашел первых друзей. В прозрачной стене появилась трещина.



Сейчас ему 14. Долговязый подросток с внешностью Гарри Поттера и той специфической возрастной нескладностью, которая отличает быстро растущих детей. А внутренне уже состоявшийся художник.

Семь лет назад Максим пришел в арт-студию Wostrau и начал заниматься у известного педагога и искусствоведа Юрия Иванова:

— Он старался не пропустить самые интересные и красивые, на его взгляд, уголки студии. Для кого-то это были обычные места, но в работах Максима там всегда проглядывала особая жизнь и энергия, которую непросто высказать рисунком и цветом. Удивительная точность изображения каждого предмета, каждой детали, их порядок и расположение заставляли нас увидеть среду обитания в студии по-новому.



Постепенно мир Максима расширялся все сильнее, и неудивительно, что работы юного художника завоевывали дипломы и награды на конкурсах, появлялись в выставочных пространствах. Недавно в Национальном центре современных искусств открылась персональная выставка Максима Лагуна «Другой. Дорога в Мцхету». Основой для целой серии работ стали впечатления от летнего посещения Грузии вместе с Семейным инклюзив-театром «i».

— Все, от макромира древней архитектуры Грузии до микромира тонко подмеченных деталей в композиции «Памятник «Мимино», мгновенно поселяется в душе мальчика и ложится на бумагу, при этом сразу выглядит причудливой природной паутиной — так истончается линия, вероятно, от полноты и силы чувств, — описывает свои впечатления куратор выставки, искусствовед Лариса Финкельштейн.



Точно так же выхватывает взгляд виды Беларуси, например, состоящие из причудливых линий, но при этом мгновенно узнаваемые стены Несвижского замка, да даже просто вид из окна поезда в преломлении взгляда художника приобретает совершенно необычный, неожиданный колорит. А вот известный белорусский футболист и тренер Юрий Пудышев радостно тянет зрителей к одной из рамок: смотрите все, вот здесь мой портрет! И, обойдя зал, громко восторгается:

— Спасибо тебе, Макс, честное слово, я сегодня будто заново родился!

И ловишь себя на похожей мысли. Тепло, светло и ясно — именно с таким ощущением выходишь из выставочного пространства. С чувством тихой радости и нежности, от которого душа легка и прозрачна, как воздушный шарик.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter