Аниматор Владимир Петкевич: Мультфильмы никому не нужны

Художник, который рисует радость

Режиссер Владимир Петкевич категорически не вписывается в формат современной анимации...

Режиссер Владимир Петкевич категорически не вписывается в формат современной анимации. В эпоху 3D, когда мультфильмы рисуются на компьютерах и планшетах, пространство Петкевича живет и дышит. Его лес, небо, герои — все это настоящее, честное. В тесной комнатке студии анимационных фильмов «Беларусьфильма» под шуршание бумаги и карандашей уже три десятка лет он создает множество самых разных миров. И хотя скептики из года в год предрекают 2D–анимации скорую смерть, в кабинете Петкевича сразу становится ясно: отечественная рисованная мультипликация меняется, но не умирает.


Кот Леопольд уходит на пенсию


Недавно были опубликованы результаты последних социологических исследований: почти 80% детей любимым героем назвали «супермена, который всех побеждает». Кот Леопольд и Винни–Пух уступили дорогу всевозможным смурфикам и смешарикам, а места крокодила Гены и Чебурашки в детских сердцах заняли Бэтмен и Человек–паук. Сознательные родители предпочитают держаться на старых запасах — благо скачать в интернете истории о приключениях Волка и Зайца из «Ну, погоди!» сегодня не проблема. Но удержать интерес детей даже самыми замечательными советскими мультиками, снятыми 30 — 40 лет назад, скоро будет очень сложно. Это признают в первую очередь сами аниматоры. Владимир Петкевич вздыхает:


— Анимационные технологии развиваются бешеными темпами. Иногда кажется, что рисованных мультфильмов почти не осталось. Их место полностью заняли 3D–работы, предоставив традиционной анимации фестивали в качестве единственной альтернативной площадки.


Мультфильмы made in Belarus побывали уже во всех уголках планеты. Ежегодно наши режиссеры привозят десятки наград с различных международных фестивалей и конкурсов. При этом на родине их почти не видят. Почему?


— Говорят, нет площадок, — разводит руками Петкевич. — Кинотеатрам коммерчески невыгодно брать наши мультфильмы в прокат, телевидение в них тоже не заинтересовано. Показываем на фестивалях, завоевываем награды, а что толку? Мультфильмы оседают на полках и, по сути, становятся никому не нужными. При этом попытки выложить работы в интернет категорически пресекаются. А ведь я совсем не против, пусть хоть где–то детвора сможет их посмотреть... Но в итоге получается, что всю эту огромную работу мы делаем просто для галочки.


Белорусские художники–аниматоры создают по 90 минут мультфильмов в год. Время, казалось бы, небольшое, но это минимум 150 тысяч рисунков. В прошлом году анимационная студия выпустила пять мультфильмов: «Прыгоды Несцеркi», «Про девочку Женю–3», «Рыбка по имени Нельзя–4», «Мышка» и «Гусятница у колодца». На днях режиссер Александр Ленкин сдал очередную серию «Рыбки по имени Нельзя», а через несколько месяцев Владимир Петкевич закончит работу над «Хрюшей».


Раскадровочка


Так оживают герои


«Хрюшу» на студии рисуют по старинке, в технике многоярусной перекладки. Ее когда–то придумал учитель Петкевича, легендарный режиссер Юрий Норштейн, автор «Сказки сказок» и «Ежика в тумане». С точки зрения технологии процесс выглядит так: на каждом последующем рисунке фигурка героя представлена в чуть иной фазе движения. С помощью тысяч крохотных деталей и контуров на прозрачной пленке режиссер Владимир Петкевич кропотливо создает собственный мир. Вариантов Невесты, например, было не менее пяти: и нежная барышня, и задиристая вихрастая девчонка с веснушчатым носом. В итоге остановились на скромной румяной девушке с длинными локонами.


Стены небольшой творческой лаборатории завешаны раскадровкой сценария — это 150 картинок, которые через полгода превратятся в рисованную экранную историю. Здесь же на столах и диванах лежат стилевые эскизы — главные изображения всего творческого процесса. На них показана основная сетка кадра, прорисована перспектива и линия горизонта. Фактически этот макет — переходное звено от замысла режиссера к работе художника–аниматора, который занимается оживлением персонажей. Аниматора можно сравнить с Пигмалионом: именно ему решать, в какую сторону изогнет бровь мультипликационная барышня, насколько артистично будет вести себя главный герой. Задача эта не просто творческая — здесь важны внимательность, знание основ анатомии и геометрии. Рисуют на студии по старинке на кальке, красками и простыми карандашами. Изучить компьютерную программу, в сущности, несложно, но многие уже привыкли, не хотят пересаживаться за умную машину. Над «Хрюшей» работают три девушки–художницы, которые уже создали для мультфильма почти полторы тысячи деталей: от деталей костюмов главных героев до столовых приборов и куста герани на окне.


Рабочий стол


Сколько глаз у Невесты


Рабочий стол Владимира Петкевича завален «расчлененкой»: куда ни глянь, везде нарисованные глаза, губы, уши и брови. Только глаз Невесты, например, целых 6 штук. По две на каждую фазу движения. Петкевич аккуратно подхватывает пинцетом один глаз:


— Вот сейчас героиня удивлена, поэтому ее очи круглые, как у кошки. В следующей сцене барышня засмущается, веки будут прикрыты, а сами глаза опущены вниз.


Все части тела клеятся на герметик, и затем каждая фаза движения покадрово фотографируется. На создание одного десятиминутного мультфильма уходит около 15 — 17 тысяч снимков. Долгое время студия работала с кинопленкой и лишь недавно освоила цифру. Процесс монтажа и оцифровки занимает несколько месяцев. Из отдельных блоков монтируется фильм, который озвучивается в специальной студии, герметичном царстве звука за толстыми дверями. Голосом последних восьми картин Петкевича был актер театра им. Горького Александр Ткаченок. Изменять любимому артисту режиссер не собирается и в этот раз, в «Хрюше» Ткаченок подарит свой голос Рассказчику. На роль Невесты Владимир Петкевич тоже присмотрел актрису из Русского театра:


— Думая, что это халявная деятельность, часто приходят люди с улицы и заявляют: «Возьмите меня мультики озвучивать». Но озвучка — процесс сложный и трудоемкий, нужно точно попадать в артикуляцию героя, что не всегда получается даже у профессиональных артистов. Приходится вежливо отказывать.


Автор «Хрюши» уверен: мультипликацию невозможно развивать поодиночке, необходимо творческое сообщество, в котором постепенно, мучительно, но неизбежно проступят новые лица. Потому что до тех пор, пока есть ее талантливые фанаты, отечественная рисованная мультипликация не умрет никогда.


Советская Белоруссия №63 (24446). Пятница, 4 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter