Художник, который пишет страсть

Дом по минской улице Куйбышева. Потрепанный временем подъезд, скрипучие деревянные ступени, мансарда...

Дом по минской улице Куйбышева. Потрепанный временем подъезд, скрипучие деревянные ступени, мансарда... Раньше здесь бывали Александр Медведь, Наталья Зверева, Владимир Каминский, Виктор Сидяк. А многие спортсмены сюда еще наверняка заглянут. Они придут в мастерскую художника Владимира Новака, который уже несколько десятков лет работает в спортивной тематике и сворачивать с когда–то выбранной дорожки не собирается. Хотя сам отмечает, что его специализация — не самый выгодный вариант. Изображать спорт не только трудно, но и накладно.


— Какой–нибудь незамысловатый пейзажик или натюрморт сейчас продать значительно легче, чем картину, на которой изображен олимпийский чемпион или фрагмент футбольного матча. Поэтому художников, которые пишут спорт, у нас в стране, да и вообще в СНГ, практически нет. Так основательно, как я, этим больше вообще никто не занимается. Раньше все было совсем по–другому. В советские времена у нас даже традиционные выставки проводились: «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». Но когда развалился Советский Союз, все как–то вмиг заглохло. Пытался бороться, обивал пороги, просил, предлагал, но от моих инициатив по большей мере отмахивались.


Тем не менее вывешивать белое полотнище над дверью в свою мастерскую и признавать поражение Владимир Леонтьевич не думает. Идей в его голове по–прежнему роится много. Например, недавно обратился в Минспорта и Минкультуры с предложением организовать  в 2014 году выставку, приуроченную к домашнему для нас чемпионату мира по хоккею. Очень давно вынашивает Новак и мысль о специальном объединении для спортивных художников. Во время нашего разговора он затрагивал эту больную для себя тему раз пять, не меньше:


— Работает же студия военных художников при Министерстве обороны. Почему не организовать что–то подобное и при Минспорта? В союзе художников есть немало достойных людей, которые могли бы войти в эту студию. Писали бы работы на тему спорта, те экспонировались бы в музеях, школах, университетах. Это ж какая популяризация здорового образа жизни!


— Что бы вы посоветовали начинающему художнику, который, как и вы, решит специализироваться на спорте?


— Первое — никогда не работать по указке. Если тема не цепляет, хорошая картина, как ни старайся, не получится. Второе золотое правило — спортсмен должен быть интересен на полотне. Нельзя просто посадить его перед собой и срисовать. Знаю, многие художники — словно фотографы: что видят, то и пишут. Но разве такой подход правильный? Спорт — это динамика, эмоции, борьба. Поэтому, по–моему, решать тему нужно декоративно — отбрасывать лишние детали и подчинять фон образу.


— Чем вас привлекла тема спорта?


— Яркость, движение, цвет — у спорта много общего с изобразительным искусством, а значит, кому–то обязательно нужно работать в этом направлении. Очень большое влияние на меня оказал советский художник Александр Дейнека, который тоже специализировался на спортивной тематике.


— Вы, наверное, заядлый болельщик?


— Не сказал бы. Назубок фамилии всех игроков, как некоторые фанаты, я не знаю. Да мне и не нужно это. Соревнования я смотрю с чисто профессиональным интересом. Когда бываю на футболе или хоккее, вокруг все кричат, переживают, ругаются на судей. Я же ничего этого не понимаю. Потому что обращаю внимание совсем на другие вещи: какое выражение лица было у игрока, когда ему заехали по ногам, как у него на ветру майка развевается... Образы, движения, впечатления — это для меня важно. Часто при написании портрета одного спортсмена, опираюсь на материал, найденный за время наблюдения за другим. И ничего страшного в этом нет. Главное — художественное решение. Именно его я постоянно ищу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter