Художник-баталист: «Я не хочу изображать оловянных солдатиков»

Художник, что рисует бой

Свою первую персональную выставку Владимир Сайко провел в 16 лет, а уже в 20 основал собственную выездную школу живописи. В Воложине есть галерея его работ, а в целом в копилке художника уже более 2000 произведений. Молодой баталист Владимир Сайко своим примером доказывает, что его профессия престижна и прибыльна. Есть только одно «но» — нужно бесконечно любить то, что делаешь.

ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА.

Извилистым путем

Военная и историческая тематика интересовала его всегда. Когда-то Владимир даже поступал в Суворовское училище, но вовремя осознал, что живопись сердцу ближе. Мастерство военного художника Сайко оттачивал в Московском художественном институте имени Сурикова. 

— Поэтому вернулся в Беларусь. Перепоступил в Белорусскую академию искусств. 

Как сибирские стрелки оказались в Поставах? 

На родине Владимир обзавелся собственной большой мастерской. Помещение нашлось в деревне Жажелка Смолевичского района. Когда появились первые ученики, мастерская превратилась в школу. Сейчас же она может по праву называться выездной. Сайко со своими учениками ездит рисовать по всей Беларуси. Причем в любую погоду. 

«Сибирские стрелки» — крупное батальное произведение — история Нарочской наступательной операции 1916 года, которая по своим масштабам не имела аналогов. Только представьте, на местности площадью около 75 квадратных километров находилось более миллиона человек. 

Сам этот факт настолько заинтересовал молодого художника, что он начал копать. Скажем, узнал о трагической истории 17-летней Евгении Воронцовой. Дочери богатого московского дельца, которая пошла в атаку вместе с русскими солдатами. Девушка была исключительного мужества: в момент всеобщего замешательства, встав в полный рост, с криком «Братцы, вперед!» бросилась к германским окопам. Тогда полку удалось занять линию обороны противника. Евгению наповал сразила вражеская пуля, но о ее подвиге помнят до сих пор. 

— Ее я и изобразил на картине, но стоит она в построении среди прочих солдат. 

В картине «Сибирские стрелки» запечатлена последняя секунда перед боем. Всего на полотне более 50 персонажей — и все разные. Именно поэтому батальную картину один только художник не осилит: помогать должны униформисты, геральдисты, историки… 

— Уже позже из книги белорусского краеведа-историка я узнал, что бой, в котором участвовала Воронцова, оказывается, был не на Нарочи, а под Поставами. И мне пришлось полностью переписать местность. 

 «Сибирских стрелков» Владимир подарил Поставскому краеведческому музею, где картину с радостью разместили в основной экспозиции.

«Защита разрушенного капонира Брестской крепости. Полдень 22 июня 1941 года». Холст, масло. 2019 год.

Вдохновение — на поле сражения

Свои картины Владимир пишет и… непосредственно на поле боя. Участвует в военно-исторических реконструкциях. 

— Это как погружение. На одной из реконструкций я стоял рядом с русской батареей и чувствовал, как на меня летят галопом уланы-конники, целое стадо лошадей. Было два пути. Если побежишь — тебя затопчут, но если останешься стоять, то лошадь никогда не пойдет на преграду, когда можно свернуть. Так и получилось, и это было такое зрелище! Все думали, что меня уже нет, но пыль рассеялась, а я стою.


Сейчас Владимир живет в своей усадьбе под Борисовом, работает над новым произведением, посвященным трагической переправе наполеоновских войск через Березину. Спустя практически 200 лет очень сложно восстановить, как все было. Фотографий в то время не существовало. Есть, конечно, работы художников армии Наполеона, и то только маленькие наброски. 

— Как и в предыдущей моей картине «Переправа», я хотел показать пораженную армию. Но не так грубо и грязно, как это делается на многих полотнах. Для меня они люди, которые на своих плечах держали бревна, чтобы их товарищи могли пройти. Я считаю, что если солдат рискует, то рискует рационально. Я не хочу изображать глупых оловянных солдатиков. На моих картинах вы таких не найдете. 

СПРАВКА 

Произведения Владимира Сайко находятся в музейных и частных коллекциях Беларуси, Польши, России, Швейцарии, Литвы, Латвии, Германии, Италии, Сербии, Китая, Южной Кореи, США, Казахстана, Ирана, Венесуэлы, Эквадора… А также в Центре ЮНЕСКО Луи Франсуа во Франции. 

demeshko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter