Народный художник Леонид Щемелев был патриархом белорусского искусства

Художник без страха и упрека

Не стало Леонида Щемелева. Народный художник Беларуси скончался 14 января в возрасте 97 лет. Практически вековой жизненный и творческий опыт мастера вместил и Великую Отечественную войну, и социалистическое строительство, и жизнь в новой, независимой Беларуси. Леонид Дмитриевич не только воспитал целую плеяду великолепных учеников, создал множество выдающихся произведений, по праву вошедших в золотой фонд белорусского искусства, но и стал в какой-то момент его символом, олицетворением, до последних дней исправно приходя в свою мастерскую.


— Леонид Щемелев — патриарх нашего искусства, — сказал генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов. — Он всегда очень высоко нес звание художника. В национальном белорусском искусстве ХХ века Леонид Дмитриевич очень активно заявил о себе как художник-новатор, он выработал собственный художественный стиль. Как человек, прошедший Великую Отечественную войну (а Щемелев был кавалеристом), он много произведений посвятил военной теме. Как педагог воспитал многих известных белорусских мастеров, всегда защищал молодых художников. Никогда в его работах не было конъюнктуры, он всегда очень ответственно относился к своему делу, нес этот крест художника, был патриотом Беларуси. Его работы, находящиеся в коллекции нашего музея и в его персональной картинной галерее в Минске, — это, безусловно, произведения великого мастера, который нашел свой стиль, свой почерк и до конца был верен высокому искусству: Щемелев никогда не фальшивил.

Уроженец Витебска, Леонид Щемелев ушел на фронт в 18 лет, после войны стал одним из первых выпускников Белорусского театрально-художественного института (ныне — академии искусств). В своих произведениях отражал все то, что любил: родную природу, дорогих людей, картины самой жизни, отдал должное исторической и военной теме. «Жизнь всегда сильнее смерти», — говорил мастер, и это, наверное, основной посыл его творчества. Будучи по природе человеком удивительно светлым, он оставил заметный след не только в искусстве, но и в сердцах всех, кто его знал.

— Для меня Леонид Дмитриевич — целая эпоха в белорусском искусстве. Легенда... Художник, который так тонко и проникновенно чувствовал красоту, любил жизнь, любил людей, — вспоминает искусствовед, первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. — В его картинах всегда была такая изысканность, чувственность, такое ощущение жизни. И при этом никакой упрощенности, настоящий серьезный образный поиск, стремление познать мир, задуматься о сути этого мира. Помню его молодым, прогуливающимся с собачкой во дворе дома на Сурганова. Помню, как открывалась его галерея в Минске и как очаровывала сказочная вода в его живописных реках и озерах, как вдохновляли портреты… «Мои полотна — мои дневники», — любил он повторять. Помню, как еще за год до сегодняшнего печального дня мы сидели у него в квартире и Леонид Дмитриевич заинтересованно и живо расспрашивал о том, что делается в союзе художников. И не только потому, что много лет работал в руководстве союза, ему всегда было небезразлично, как живет творческая среда. А сегодня его уже нет с нами. Горько…

ovsepyan@sb.by

Фото Юлии СОВИЦКОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter