Худой мир лучше всякой тяжбы

При всем динамизме, в целом успешном функционировании экономики Минщины проблемой остается значительный размер неплатежей, в том числе в сфере первоочередных расчетов

При всем динамизме, в целом успешном функционировании экономики Минщины проблемой остается значительный размер неплатежей, в том числе в сфере первоочередных расчетов. Просроченная кредиторская задолженность субъектов хозяйствования составила к декабрю прошлого года свыше 810 млрд. рублей, ее допустили 62,1 процента организаций.

И как следствие этого, увеличилось количество исполнительных производств о принудительном взыскании долгов. Об этом заявил на итоговом годовом ведомственном совещании председатель Хозяйственного суда Минской области Василий Демидович. Если еще четыре года назад в исковом порядке судом разрешено 3584 дела, то в 2006-м – 4911, на принудительном взыскании находилось соответственно 3042 и 6685 производств. Возросли и суммы, заявляемые к принудительному взысканию. Причем в столичной области они выше, чем в большинстве других. 

Деятельность хозяйственного суда отличает целенаправленный, принципиальный подход к предупреждению экономических споров, минимизации финансовых потерь предприятий,  укреплению потенциала области. По итогам прошлого года суд признан лучшим в системе хозяйственного правосудия республики. 

Но практика разрешения экономических претензий имеет немало резервов сокращения количества дел в исковом производстве и уменьшения в связи с этим финансовых потерь субъектов хозяйствования. Наиболее эффективный резерв – применение упрощенной процедуры судопроизводства, т.е. в приказном порядке. Преимущество его в том, что судебное разбирательство с вызовом сторон не проводится, а максимальная ставка государственной пошлины при подаче заявления в суд составляет 5 базовых величин. 

Подтверждают сказанное обобщенные данные. Если по заявлениям о возбуждении приказного производства на взыскание 158,2 млрд. рублей сумма пошлины составила 111,8 млн. рублей, то по исковым заявлениям на 94,6 млрд. рублей, т.е. значительно меньшую, пошлинная плата выросла до 5,5 млрд. рублей – в десятки раз. 

Поэтому суд ставит своей задачей разъяснять сторонам механизм приказного производства и расширять практику его применения. В итоге это позволит снизить судебную нагрузку и уменьшить финансовые потери предприятий на 2—2,5 млрд. рублей. Сокращению судебных издержек будет содействовать также рассмотрение дел с первого судебного заседания, искоренение причин их отложения, особенно из-за неявки участников процесса. 

А игнорирование законных требований суда допускается довольно часто. Например, из 16 рассмотренных дел по возврату банковских кредитов руководители явились на заседание только по 5 делам, а еще по 5 даже не направили своего представителя. Порой и сами судьи проявляют беспринципность,  не привлекают таких руководителей к ответственности и даже не направляют  сообщений прокурорам о принятии мер прокурорского реагирования. 

Анализ судебной практики показывает, что основной причиной возникновения споров являются упущения при заключении и исполнении договоров. Как правило, потери от ненадлежащего исполнения принятых обязательств не просчитываются, не отслеживаются сроки расчетов, не учитываются размеры санкций. 

Характерный пример. В октябре 2005 года сельскохозяйственное предприятие «Ивенецкая Криница» Воложинского района заключило договор с ООО «Юрвис» на приобретение автомобиля ИЖ-2126 стоимостью 15,5 млн. рублей. Определили порядок расчетов: 50 процентов суммы – предоплата, 25 – в течение 20 банковских дней после поставки  и 25 процентов – в течение 40 банковских дней. Договорились об ответственности в размере 1 процента стоимости неоплаченного товара за каждый день просрочки. 

Оплатили частично, но остались должны 4,4 млн. рублей. В результате фирма обращается в суд о взыскании остатка основного долга и 18,6 млн. рублей пени по договору. В обеспечение иска просит наложить арест на автомобиль, цена которого выросла в результате несвоевременных расчетов в два с лишним раза. Как говорится, приехали! 

По определению Василия Демидовича, финансовая безответственность приобретает хронический характер. Долги накапливаются, виновные лица материальных взысканий не несут, суммы уплаченных санкций списываются на издержки производства, подстегивают рост себестоимости продукции. 

В стороне от указанных проблем не могут быть областные организации, их юридические службы. Что мешает, например, облпотребсоюзу призвать кадры на местах не заключать договоры на невыгодных условиях, добиваться для себя отсрочки платежа. Сегодня не поставщик товара должен диктовать условия, а покупатель. Правильно поступили на предприятии облагросервиса, установив в условиях тендера на поставку запчастей к комбайнам полугодовую отсрочку платежа. Количество участников тендера от этого не уменьшилось. 

Особенно обеспокоен суд исполнением решений. Несмотря на положительную динамику, нестыковок здесь немало. Скажем, плачевное финансовое состояние должников, которое нельзя не учитывать. Но и меры нужны нестандартные, поскольку неисполненными остаются 2618 производств на 28 млн. долларов. Многие организации остаются должниками перед фондом социальной защиты населения, предприятиями ЖКХ, газового хозяйства, перед банками за использованные кредиты. 

Здесь требуется более четкое взаимодействие с исполнительной властью. Можно совместно согласовать графики поэтапного погашения долгов, в т.ч. через реализацию продукции, заключить со взыскателями мировые соглашения. Ведь общеизвестно, что самый худой мир лучше, выгоднее, чем всякая тяжба.  В таком русле и намерен работать Хозяйственный суд столичной области в будущем. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter