Традиционный народный календарь на 6 - 12 ноября

Худо овцам, где волк пастухом

Для традиционного народного календаря первые два дня следующей недели особо ничем не примечательны — ну не включен в него праздник Октябрьской революции и все тут, нравится кому это или нет. А вот Дмитриев день — 8 ноября — обозначен: потому что когда–то это был своеобразный апогей «восеньскага вясельнага часу». А сам святой Дмитрий выступал покровителем в свадебных заботах и хлопотах. Однако уже через 20 дней свадьбы заканчивались — наступал Филипповский пост, «Пiлiпаўка». И если до Дмитриева дня девушка еще могла позволить себе показаться переборливой невестой, после — ей уже приходилось задуматься, как бы и не засидеться–то в девках: «Святы Змiтры хiтры: чаны парыць, пiва варыць, сыноў жэнiць, дачок замуж аддае».

Фото ОЛЬГИ ПАК.

Именно пиво в качестве обрядового напитка присутствует в народных поговорках и становится элементом благополучного финала в сказках (помните: «и я там был, мед–пиво пил...»). Его фольклорная семантика связывается с темой огня и любви — вот такой интересный «напой». Традиционно в процессе варки пива, в зависимости от «прычыны», то есть повода, по которому оно готовилось, участвовали разные группы людей — это могли быть члены одной семьи, жители всей деревни и т.д. Существовала также дифференциация по полу и возрасту. На Покров пиво варили только девушки. На Троицу–«Сёмуху» — замужние женщины: Троица считалась их праздником. В некоторых ситуациях пивом занимались люди старшего возраста, причем избранные. Для приготовления пива как напитка особого и ритуального выбиралось место, имеющее сакральный характер: на горе, возле церкви (!), на берегу реки. Если пиво предназначалось для свадьбы, варить его начинали в доме невесты в день, когда проходила «рукабiтная». Пиво использовали и для особых случаев: на крестины, при возвращении солдата со службы, при переходе в новый дом («на ўваходзiны»), при освящении храма, в знак избавления от какой–либо «навалы» — удачно окончившейся борьбы с пожаром, эпидемией, неурожаем, голодом — и при уходе человека в мир иной. В некоторых регионах после уборки урожая в знак благодарности земле ее поливали пивом.

В зависимости от погоды именно с Дмитрия массово заканчивался выпас домашних животных на открытых пастбищах: «Да Змiтра пасуць, а пасля Змiтра ўжо пiльнуюць». Начинается пора, с Дмитрия и до весеннего Юрия, когда дикие животные, и особенно волки, нападают на домашний скот «у хлеўчуках». Вообще, все в природе к этому времени меняется: «Змiцер зямлю выцер, на груды пабiў, каб нiхто не хадзiў», «святы Змiцер холадам гвоздiць». По наблюдениям, если на Дмитрия лег снег, Коляды будут тоже в снегу и холод даже на Пасху. Оттепель показывает, что вся зима выдастся с «макрэчай».

10 ноября — два «прысвяткi», особо почитаемые женщинами: Ненила (Неонилла), прозванная льняницей, и Параскева–пятница. В день Параскевы запрещалось прясть, ткать, нельзя было выносить пепел, подготавливаться к стирке. Считалось, икона Параскевы обладает особыми качествами: она способна передать свою силу даже обычной ткани, поэтому рушник, который покрывал этот образ, приобретает «гаючую» способность, особенно при заболеваниях глаз.

11 ноября — Настуся (Анастасия). Стартовала стрижка овец. После чего начиналась одна из главных женских работ — «прадзiва»: прясть пряжу.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter