Худая. Еще худее

В 10-м отделении Республиканского научно-практического центра психического здоровья возвращают к жизни борцовза идеальную фигуру. Справка «ЗН»

В 10-м отделении Республиканского научно-практического центра психического здоровья возвращают к жизни борцовза идеальную фигуру.


Справка «ЗН»

Анорексия (в переводе «отсутствие аппетита») – это психическое расстройство, которое выражается в повышенном внимании к пище и собственному весу, а также крайне жестких ограничениях в еде.

Булимия – (в переводе «бычий голод») – психическое расстройство, которое проявляется неконтролируемым перееданием.


Самое стройное отделение

Обстановка ничем не отличается от обычной больничной. Палаты, кухня-столовая. Девочки в халатах. Вот только туалеты периодически закрываются на замок – таким образом персонал борется с теми, кто нарушает поставленные врачом условия: после еды два пальца в рот не засовывать.

– Но к каждому охрану не приставишь, – жалуются медсестры. – Бывает, сделают все в целлофановый мешочек и прячут под матрасом. Или случается выпьют мочегонное или слабительное, а потом в туалет просятся. Откуда здесь запрещенные препараты? Да родственников шантажируют, что покончат с собой, что не вернутся в семью. Вот те и несут.

Даже здесь девочки пытаются поставить собственный рекорд веса. Кстати, абсолютный был установлен несколько лет назад: девушка при росте 172 сантиметра весила всего 24 килограмма.

Лечение «жертв глянцевых журналов» начинается с выставления диагноза – нервная анорексия. Сложнее всего – накормить. Еда для обитательниц самого стройного отделения ничем не отличается от той, что дают пациентам в других больницах – супы, каши, биточки, суфле. Если надо – подкармливают питательными смесями. Они калорийны и малообъемны. Иногда больные капризничают. Тогда медсестры уговаривают: «Еда - это вкусно, еда нужна, чтобы жить».

Побороть страх перед едой помогают врачи. На занятиях с психологом или психиатром девочки делятся самым сокровенным. Нужно, чтобы они избавились от искаженного представления о собственном теле, стали принимать себя такими, какие они есть. Но есть правило: разговоры о еде запрещены.

За съеденную котлету – свидание с родителями

В отделении придумали свою систему бонусов. Заработать баллы можно, если добросовестно на завтрак, обед и ужин съедать положенную порцию. Цветными карточками из картона оплачивают свидание с родителями, звонки домой. За суп – одна карточка. За второе – еще одна. Если съесть только котлету – половина карточки. Но девчонки хитрят.

– Я тоже сначала прятала котлеты в карман или передавала за другой столик, – признается Катя, по телу которой можно изучать анатомию – торчащие лопатки, ребра, кости таза. – Но потом поняла, что котлета нужна мне самой – так быстрее вылечусь и вернусь в школу.

Но не все девочки могут заработать баллы. Вот Вероника не видела папу с мамой уже полтора месяца.

И все же большинство из них, тщательно пережевывая содержимое тарелок, стараются заработать на свидание. Ведь есть еще друзья, одноклассники. Школьницы и студентки налегают на учебу. В дневниках и зачетках большинства из них высокий средний балл. Не зря анорексию называют болезнью отличниц.

Зараз могла умять 9 кг абрикосов

Пациентки с булимией на аппетит не жалуются. Он у них что надо.

Лиза решила сбросить один килограмм. Не так чтобы она была толстая, нет. При росте 163 сантиметра весила 50 килограммов. Но бедра… Двадцатилетняя красотка не может иметь такие ноги. «Я стала изучать разные диеты. Самым простым оказалось убрать из рациона булочки, конфеты, жареное, жирное и снизить количество калорий.1200 и больше – ни-ни, – делится своим опытом похудения Лиза. – Увеличила и физические нагрузки. К четырем занятиям в неделю волейболом добавила три занятия в тренажерке».

За полгода ушли десять кг. А потом вернулись. Со зверским аппетитом девушка продолжала налегать на еду. Не перебирая, гигантскими порциями. Зараз могла умять девять килограммов абрикосов. В итоге она – здесь.

Мы покидали отделение в подавленном настроении. Глядя на милых девочек с сильной волей, но заниженной самооценкой невольно задавались вопросом: «Для чего?» Неужели им кажется, что выпирающие кости, сухая кожа, редкие волосы и впалые, потухшие глаза – это красиво? Неужели в погоне за идеалом женской красоты они готовы так рисковать жизнью?
 



Комментарий специалиста

На вопросы отвечает заведующая 10-м отделением РНПЦ психического здоровья Светлана Мельгуй:

– Светлана Леонидовна, что заставляет молодых, вовсе не толстых девушек так истязать себя диетами?


– То, с чем нам приходится сталкиваться, сложно назвать диетами. Девушки могут неделю голодать, раздумывая, какое яблоко съесть первым, большое или маленькое, а кусочек шоколадки и выпитый сок половины огурца расценивать как приступ булимии. А могут съесть все содержимое холодильника, и тут же вызвать рвоту. Причин у нервной анорексии много, их можно объединить в три группы. Первая – биологический фактор, когда в семье есть психические расстройства, разного рода зависимости – пищевая, наркотическая, алкогольная. Вторая – социальный фактор. Все мы смотрим телевизор, читаем журналы, и у нас складывается мнение, что успешным можно быть только с красивой внешностью, идеальной фигурой. Третья  кроется в особенностях развития личности де­вочки-подрост­ка. Это, как правило, перфекционистки, которые стремятся все довести до совершенства. Быть самыми-самыми. Получить от жизни все.

– Что становится пусковым механизмом для развития анорексии?

– Стресс, вызванный, к примеру, разводом родителей, смертью кого-то из близких. Часто девочек-подростков толкает на это первая любовь, которая закончилась или развивается не так, как хотелось бы. Им кажется, что все дело в объеме талии. Родители должны забить тревогу, если дочка стала чересчур увлекаться диетами, чаще заниматься фитнесом, избегать совместных приемов пищи, считать каждую калорию, и конечно же, терять вес. Чаще всего анорексией заболевают девочки 14–18 лет.

– За какой промежуток времени любительница диет может превратиться в «человека с диагнозом»?

– У каждой это происходит по-разному - от нескольких месяцев до года девушка проявляет недовольство своим телом. В этот период начинаются диеты. Она видит собственное тело словно в кривом зеркале – ей кажется, что она толстая. В ход идут экстремальные способы контроля массы тела – жесткие пищевые ограничения, изнурительные физические упражнения, прием слабительных и мочегонных средств, БАДов, вызывание рвоты. Затем наступает стадия полного истощения, а дальше – либо выздоровление, либо – смерть. Заболевание затрагивает все органы, у многих пропадают месячные. Поэтому чем раньше начато лечение – тем лучше. Помочь должны близкие – сами заболевшие могут не осознавать своего опасного положения.

– Каковы шансы вылечиться?

– Около 20 процентов заболевших полностью излечиваются. Около 15–20 процентов – умирают. Остальные вынуждены всю оставшуюся жизнь бороться за свое здоровье.

Наталья УРЯДОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter