Глядя в глаза этой женщины, излучающие доброту, понимаешь, что приз достался ей неслучайно. Она человек творческий, увлеченный, энергичный, школьники просто влюблены в ее уроки. Конечно, все 21 финалист республиканского этапа конкурса «Учитель года-2006» талантливы по-своему. Но победитель всегда один – в этом году им стала преподаватель биологии гимназии №
Как ни странно, ее коллеги по работе, с которыми довелось побеседовать, победе Ирины Ромуальдовны ничуть не удивились. Хотя, без сомнения, были искренне рады. «Мы втайне ожидали победы, — призналась завуч по учебно-методической работе гимназии № 4 Валентина Борейко. – И наши ожидания оправдались. Ирина Ромуальдовна – учитель-боец, который ни перед какими трудностями не останавливается. Она человек широкого кругозора, интеллектуал, требовательна к себе. А это – качества победителя».
За плечами Ирины Клевец 17 лет работы по специальности, из которых 16 она отдала любимой гимназии. Кстати, некогда она также была ее выпускницей, а после окончания Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина и года работы в сельской школе снова вернулась в alma mater.
Ирина Ромуальдовна преподает в профильных химико-биологических классах. Многие ее нынешние воспитанники, как, например, десятиклассница Анна Гиль, просто влюблены в ее предмет и планируют в дальнейшем связать с биологией свою судьбу. Аня, у которой, кстати, Ирина Клевец классный руководитель, говорит, что, помимо учебы, преподаватель умеет и прекрасно организовать внеклассную работу, сделать ее интересной. Это участие в походах, выставках, поездки по историческим местам Сморгонского района.
Из числа воспитанников Ирины Ромуальдовны немало победителей профильных конкурсов и олимпиад. Совсем недавно в «копилку» гимназии прибавилась еще одна победа и стипендия Специального фонда Президента по социальной поддержке одаренной молодежи. «У Ирины Ромуальдовны своя система работы с одаренными детьми, — говорит Валентина Борейко. – Вообще, в ее системе преподавания в центре – ученик. Она не возвышается над ним, а находится где-то в стороне, как бы дирижирует – консультирует, советует. Это ее стиль». А в итоге ее подопечные с успехом поступают в вузы. Так, по словам Валентины Владимировны, в прошлом году эта цифра составила сто процентов!
Впрочем, на счету самой Ирины Клевец не одна заслуженная награда. Это и благодарственное письмо главы государства, и премия из его фонда, и грамота Министерства образования Беларуси. Ирина Ромуальдовна была делегатом III Всебелорусского собрания, является членом республиканской общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», возглавляет экологический лагерь «Арника».
При этом у нее хватает времени и на семью, хотя ее близкие – муж и две дочери – охотно помогают Ирине Ромуальдовне в домашних делах. Талантливый педагог, она увлекла любимым делом и старшую дочь Юлию, ученицу 10-го класса этой же гимназии. В прошлом году девушка завоевала третье место в Республиканской олимпиаде по биологии, в нынешнем – второе место в области. «Наверное, это семейное, — улыбается Юля. – Я тоже планирую связать свою жизнь с биологией, но, скорее всего, не в области педагогики, а в медицине».
И хотя мама бывает дома не слишком часто, как хотелось бы, Юля рассказала, что есть в семье традиция – отдыхать вместе. Это походы, наблюдения за природой. «Для этого мы по десять дней проводим в лесу», — пояснила она. А потом – исследовательская и научная работа. Словом, времени скучать нет.
Без сомнения, после победы жизнь Ирины Клевец изменится. Так было и с победителями конкурсов прошлых лет. Что это будут за перемены, покажет время. А пока Ирину Ромуальдовну, как и других финалистов, ожидает напряженная работа. Так, после конкурса «Учитель года-2004» проводилась акция «Год после конкурса», в рамках которой для педагогов организовывались выезды в разные области по специально составленному графику для проведения мастер-классов. Так будет и в этот раз. Ведь в числе главных задач конкурса — не только вызвать интерес общества к профессии учителя, поднять престиж труда педагога, но и впоследствии использовать самые удачные новации в учебном процессе в рамках республики. «Подводя итоги конкурса «Учитель года», — отмечает заместитель министра образования Казимир Фарино, — мы обобщаем и анализируем, какие достижения у нас в педагогической науке, практике. Главное сегодня — выявить ростки новых педагогических подходов в образовании, чтобы затем распространить этот передовой опыт на всю систему образования».