«Хрустальный аист». Разбор полетов

В  повседневной  жизни  провинциальному  зрителю  не  хватает  белорусского  кино.  Почему?

В  повседневной  жизни  провинциальному  зрителю  не  хватает  белорусского  кино.  Почему? 

За пять дней на VI республиканском кинофестивале белорусских фильмов в Бресте с представленными работами познакомилось более двенадцати тысяч зрителей. В городе за это время прошли 74 творческие встречи почитателей самого важного из искусств с мастерами кинематографа Беларуси, России и Украины. 

Брестский кинофестиваль, символом которого стал хрустальный аист, с промежутками в два года проводится уже десять лет. За это время он воспитал в городе над Бугом не только чуткого зрителя, но и требовательного критика из числа местных журналистов. Ведь раз в два года почти одним и тем же представителям СМИ приходится целую неделю «ходить в кино» и рассказывать о своих впечатлениях читателям. Десять лет – срок достаточный для того, чтобы иметь право высказываться журналисту как кинокритику. 

Например, как и зрители, журналисты были далеко не в восторге от кинофильма «Враги», который открыл фестиваль. С ним дебютировала в большом кино выпускница Белорусского университета культуры и искусств, закончившая после этого ВГИК, Мария Можар. Да, дебют получился ярким и достойным. Добротная режиссура, умело подобранные великолепные актеры, одна из глубоко не затрагиваемых ранее тем минувшей войны. Но в целом получилась не совсем правдоподобная картина идиллического «сожительства» офицеров и солдат вермахта с оставшимися на оккупированной территории белорусами, отдельные штрихи которой обидели не только ветеранов войны. Получилось кино, ради кино, о чем и написали местные газеты. 

Как никакой другой фильм на фестивале, «Враги» обозначили проблему, о которой зашла речь во время творческого спора о путях развития белорусского кино на пресс-конфереции, состоявшейся уже во второй день работы фестиваля. Белорусскому кинематографу не хватает хороших сценариев. 

Что такое профессиональный сценарий, показал на кинофестивале фильм «Майор Ветров», снятый на Национальной киностудии  «Беларусьфильм» по мотивам произведений Николая Чергинца. В соавторстве над ним вместе с писателем работали еще два сценариста – Глеб Шпригов и Александр Зайцев. Втроем они «закрутили» такой сюжет, который держит в напряжении зрителя на протяжении всего фильма. 

Остальные восемь белорусских фильмов, показанных на фестивале, были прямой противоположностью «Майору Ветрову», как по тематике, так и по методам ее воплощения. Суждения о том, насколько они удачны, всегда будут субъективны, но зритель заметил, что все авторы стремились следовать традициям именно белорусского кино периода его расцвета. Как удержать зрителя в кинозале без уголовщины, стрельбы и секса, показали режиссеры Александр Ефремов кинолентой  «Рифмуется с любовью», признанной лучшим художественным фильмом; Сергей Сычев, приехавший на фестиваль с картиной «Я помню…», автор сценария которой Федор Конев был признан в Бресте лучшим среди коллег. Именно белорусский колорит привлек внимание зрителей к картине Алексея Туровича, снятой по сценарию Георгия Марчука, «Письмо к Феллини», в которой режиссер снялся в главной роли. Но «Хрустальный аист» по праву достался Галине Адамович, режиссеру фильма «Заведенка», в котором национальная тема была воплощена наиболее ярко и эмоционально. 

Два года, разделяющие брестские кинофестивали один от другого, — срок достаточно долгий. К сожалению, на этот период белорусское кино, улетев из Бреста после фестиваля вместе с «Хрустальным аистом», из поля зрения провинциального зрителя почти исчезает. В кинотеатрах его затмевает показ раскрученных кинолент заокеанского и российского производства, а на белорусских каналах ТВ его почти нет. 

Почему художественный руководитель «Беларусьфильма» Александр Ефремов, да и другие белорусские режиссеры сегодня на главные роли в свои фильмах приглашают сниматься звезд российского экрана? Почему брестский зритель ничего не знает о существовании белорусского документального кино, смотреть которое во время фестиваля ходил чаще и охотнее, чем художественные фильмы? Недаром во время фестиваля «Белорусскому видеоцентру» был вручен специальный приз председателя Брестского облисполкома Константина Сумара «За весомый вклад в сохранение и развитие традиций национального документального кино. Почему у нас так мало новых отечественных мультфильмов? 

Ответы были даны на заключительной пресс-конференции. Привлечение российских звезд Александр Ефремов объяснил не только взаимопроникновением киноискусств двух стран, но и меркантильными соображениями, помогающими впоследствии выгодно продать белорусский фильм на российский экран. Что же касается недостаточного присутствия белорусского кинематографа на белорусском  телевидении, то оно объясняется только несговорчивостью двух сторон в ценах. Кинематограф не желает отдавать на ТВ плоды своего труда за бесценок. Мультфильмов у нас мало потому, что их некому рисовать. Не хватает и режиссерских кадров. 

Сравнить белорусское кино с российским брестчане смогли по картине председателя жюри кинофестиваля Андрея Эшпая « Многоточие…», в главной роли Евгения Смирнова. Внеконкурсный показ этой киноленты познакомил брестчан с высшей школой операторского мастерства и индивидуальной работы актеров в кадре.  

Шведский фильм «Как на небесах…» на финише фестиваля затмил все показанное. Режиссер Кай Поллак на основе простого сюжета (в родную деревню возвращается известный музыкант и возглавляет церковный хор) сумел рассказать историю с философским подтекстом вселенского масштаба, которую сегодня смотрит со слезами на глазах весь мир. В ожидании подобной картины от нашего кинематографа живет сегодня и белорусский зритель. 

На снимке: приз за лучшую режиссуру Александру КАРПОВУ вручает Вера ГЛАГОЛЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter