Станет ли лето-2018 началом нового качественного прорыва белорусского кино?

Хрустальное завтра нашего кино

Возможно, это лето станет началом нового качественного прорыва белорусского кино в мир. Нашумевшие премьеры «Хрусталя» Дарьи Жук на кинофоруме в Карловых Варах и «Завтра» Юлии Шатун в Марселе. Наш «Лiстапад», который также на днях дал повод к надеждам на светлые перспективы для белорусских кинематографистов — после подписания в Шанхае меморандума о сотрудничестве с 30 другими участниками крупного фестивального альянса. На сей раз все действительно очень серьезно. Игорь Сукманов, директор программ игрового кино Минского международного кинофеста, с этим не спорит, хотя и замечает, что со многими коллегами по альянсу «Лiстапад» сотрудничает не первый год:


— Тем не менее помимо прежних связей у нас возникли новые, в частности с правительственными киноорганизациями и киноинститутами Новой Зеландии, Голландии, с Шанхайским кинофестивалем. Появились тесные прямые контакты, которые помогают развивать в том числе нашу внутреннюю индустрию. Теперь мы и сами имеем право что–то рекомендовать, к нам напрямую могут обращаться отборщики других кинофорумов. Естественно, о «Лiстападзе» и нашем кино узнают больше.

— Следующий «Лiстапад» будет юбилейным. 25–летие можно широко отметить.

— Юбилейный или нет — каждый наш фестиваль должен быть неповторимым, качественным. И по подбору фильмов, и в целом. В свое время «Лiстапад» отказался от таких больших площадок, как минский кинотеатр «Октябрь», например. В первую очередь для того, чтобы сохранить формат фестиваля авторского кино. Тысячные залы работают на продукт развлекательный, коммерческий, а наша цель — индивидуальность, штучность, персональный подход ко всему, включая зрителя. Хочется, чтобы публика «Лiстапада» была неслучайной.

— Вы по–прежнему лично отсматриваете все фильмы, которые предлагаются на фестиваль? В прошлом году цифры были весьма впечатляющие: на участие претендовало около 500 картин. То есть, чтобы сформировать программу «Лiстапада», вам пришлось провести почти тысячу часов у экрана.

— Все так, и очень приятно, что порой к нам попадают даже те картины, которые придерживаются на какие–то крупные фестивали. Назвать вам точную цифру пока не могу (таким подсчетом еще никто не занимался), но только по итогам Каннского и Берлинского кинорынков у нас уже есть около 300 предложений — это помимо того, что приходит так называемым самотеком. Традиционно где–то к началу осени ожидаем большой приток заявок от белорусских кинематографистов — как правило, они активизируются позже. Скажем, заявку от Юлии Шатун, победительницы Национального конкурса прошлогоднего «Лiстапада», мы получили в октябре. Но нам сразу показалось, что это очень перспективная картина.

— А как вы оцениваете перспективы «Хрусталя» Дарьи Жук? Фильма, который, по мнению многих, выдвинут на «Оскар» от Беларуси, но в действительности пока только будет предлагаться на рассмотрение Национальному оскаровскому комитету?

— До того картина еще должна соблюсти ряд определенных формальностей...

— Например, выйти в широкий национальный прокат, что и произойдет в августе. Не сомневаюсь, что на волне ажиотажа, вызванного слухами о выдвижении «Хрусталя» на такую престижную кинопремию, публика ринется в кинозалы.

— Что бы там ни было, но этот фильм в наибольшей степени соответствует оскаровскому списку, и конкурентов у него здесь особенно не наблюдается. Благодаря американским партнерам у него есть шансы быть представленным в прокате США. После премьеры в Карловых Варах «Хрусталь» — действительно единственная современная белорусская картина, получившая такой широкий международный статус. И, наверное, самый показательный пример того, что только в кооперации, копродукции сегодня возможен убедительный результат. Фильму, имеющему международного дистрибьютора, гораздо проще завоевать в том числе фестивальную аудиторию. Ведь это говорит о том, то у картины есть тыл, за ней стоит профессиональная индустрия. В частности, «Хрусталь» создавался в сотрудничестве четырех стран. Прорваться на кинофестиваль класса «А» в одиночку сегодня практически невозможно.

— И все же Юлии Шатун это удалось — на прошлой неделе ее документально-игровое «Завтра» увидела публика Международного кинофорума в Марселе.

— Однако в портфолио Юлии уже числится приз «Лiстапада», входящего в альянс международных кинофестивалей.

— В сентябре фильм Юлии также выйдет в широкий прокат по Беларуси — в том же дополненном, уже полнометражном варианте, который она презентовала в Марселе.

— Сейчас и в нашу конкурсную программу неигрового кино мы отбираем полнометражные картины, чтобы они могли конкурировать на сравнительно равных условиях, — вступает в разговор директор документальных программ «Лiстапада» Ирина Демьянова. — Такие фильмы изначально рассчитаны на кинопоказ, в Европе это давно обычное дело. Документальный фильм о российской художественной гимнастике, например, который мы отобрали для участия в будущем «Лiстападзе», так воодушевил эстонскую публику, что в одном из крупнейших кинотеатров Таллина устроили 7 дополнительных сеансов. К слову сказать, фильм отнюдь не российский, выпущен в копродукции с Польшей и Германией.

— В современном кинематографе идет конкуренция уже не между странами и флагами, как в спорте, а в первую очередь между авторами, личностями, индивидуальностями, — подчеркивает Игорь Сукманов. — Если фильм хочет пробить дорогу на большую арену, он создается теперь в сотрудничестве с разными государствами. Без копродукции нынче не выжить. В том числе белорусскому кинематографу, если он претендует на международное признание. В конце концов, тот же Эмир Кустурица снимает свои сербские картины на французские деньги, но это не мешает ему оставаться Кустурицей.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter