Белорусский режиссер поставил в омском «Арлекине» необычный спектакль о любви

Сказка до Сибири довела

8 марта в Омском государственном театре куклы, актера, маски «Арлекин» дают премьеру «Красавица и Чудовище» в постановке лауреата Национальной театральной премии Беларуси Олега Жюгжды. Режиссер абсолютно уверен, что любой монстр способен обернуться чудесным принцем, когда влюблен. Ведь именно любовь делает нас людьми.

Заманить в Сибирь белорусского постановщика оказалось совсем непросто
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР КУКЛЫ, АКТЁРА, МАСКИ «АРЛЕКИН»

В основу сюжета легло произведение мадам Лепренс де Бомон (бабушки Проспера Мериме). Ее сказку знатоки называют одним из самых удачных литературных переложений популярного фольклорного сюжета. Теперь он получит еще один ракурс.

— Я хочу вернуться к настоящей сказке, — делится с «СОЮЗом» Олег Жюгжда. — Пусть будет крупный план с волшебными превращениями и чудесами. Заколдованный замок и Черная дама. Поклоны и книксены. Маски и тени. Тростевые и планшетные куклы. В финале, когда им будет сложно играть объятия и поцелуи, на выручку придут драматические актеры. Все должно быть настоящим, особенно чувства.

По признанию режиссера, новая постановка — не совсем классика, но и не эксперимент. Его задача — заполучить, заинтриговать зрителя и сделать все, чтобы он не ушел в антракте.

Стоит сказать, что это уже не первая его постановка в Омском театре. Однако заманить в Сибирь знаменитого белорусского постановщика, график которого расписан на три года вперед, оказалось совсем непросто.

По словам директора театра Станислава Дубкова, когда на одном из фестивалей увидел его «Фауста», потом «Пиковую даму», то понял, что сделает все, чтобы Жюгжда поставил спектакль в Омске. И эти усилия, наконец, увенчались успехом. Сначала в афише появился «Ворон» по пьесе Карло Гоцци. Еще две лучшие работы талантливого режиссера омичи увидели в рамках нашего фестиваля. А теперь эта замечательная история вновь получила продолжение.

— А почему бы и нет, — говорит Олег Жюгжда. — Первая постановка нередко тянет за собой вторую. Особенно когда дают возможность развернуться, сделать нечто яркое, симпатичное. К тому же театру иногда полезно пригласить режиссера с иным мироощущением. У себя в Гродно я тоже это делаю. Мне всегда очень интересно посмотреть, на что в руках другого постановщика способны актеры, к которым я уже привык. Как он их видит, какие задачи ставит, за какие ниточки дергает? Мне кажется, это полезно не только ему самому, но и всей труппе. Это развивает театр, дает творчеству свежее дыхание.

По словам коллег, главный режиссер Гродненского театра кукол — настоящий трудоголик. В репертуаре — шесть десятков спектаклей самого разного жанра. На вечерние постановки зрителей приходит больше, чем в драму. Афиша красноречиво говорит о том, что Жюгжда работает по‑взрослому: «Пиковая дама», «Фауст», «Демон», «Макбет», шекспировский «Сон в летнюю ночь». Ужастик «Вий» обожает молодежь, в том числе живущая за пределами Гродно. Зрители едут не только из Минска, но и Калининграда, Питера, Москвы.

Недавно Жюгжда выпустил «Приключения доктора ДД» (Айболита), используя литературный материал английского первоисточника. На очереди комедия «Тетка Чарлея». Плюс «Дракула», «Саломея», «Господа Головлевы» и другие спектакли, поставленные на сценах Оренбурга, Рязани, Сахалина, Омска.

Сейчас белорусский режиссер начинает воспитывать будущих зрителей едва ли не с пеленок. И в рамках проекта «Беби‑театр» делает постановки для двух‑трехлетних малышей. Признается, что со взрослой публикой работать проще. Спектакли для маленьких — специфические. Приходя в театр, они учатся различать цвета, животных, слушать музыку. Ползают наперегонки с актерами и наряжают ёлку. Родители пребывают в полном восторге. Значит, и потом будут приводить ребенка на спектакли. Для театра это очень важно, считает режиссер.

А сегодня его премьерная постановка украшает афишу Омского театра «Арлекин». Куклы, костюмы и декорации созданы по эскизам главного художника театра, лауреата Национальной премии «Золотая маска» Ольги Веревкиной.

— Музыку — вы будете смеяться — я нашел в компьютерной игре, — улыбается Олег Жюгжда. — Она легла идеально, придав сюжету еще один неожиданный ракурс.

В главных ролях заняты омские актеры, которые признаются, что приглашенный режиссер пришел к ним с досконально продуманным планом будущего спектакля. Но при этом давал артистам свободу для фантазий, которые потом умело направлял в нужное русло.

ДОСЬЕ «СОЮЗа»

Олег Жюгжда — лауреат Национальной театральной премии Беларуси. Ставил спектакли в театрах России, Болгарии, Литвы, Польши, Словакии, Украины. С 2000 года — главный режиссер Гродненского театра кукол. 

В списке его наград — «Хрустальный кубок» Пражского Всемирного фестиваля кукольного искусства за лучшую режиссуру, медаль Франциска Скорины, диплом Белорусского центра ЮНЕСКО «За развитие международных связей», премия «Хрустальный ангел» СТД Беларуси. Дважды — в 2008 и 2014 годах — его работы номинировались на российскую театральную премию «Золотая маска».

Светлана СИБИНА.

sibina@inbox.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter