«Хроники»» кассовых сборов

Кинотеатры накрыла волна фэнтези
Кинотеатры накрыла волна фэнтези

На первый взгляд фильм «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф» — типичная голливудская «игрушка» в жанре фэнтези. Все приметы здесь на месте: и спецэффекты, и злая колдунья, и дружище–бобер, и дети — цветы жизни. Бюджет фильма составил 180 миллионов долларов, которые уже окупились: лента заработала более 580 миллионов. Четыре уик–энда подряд она занимала первое место в рейтинге мировых кассовых сборов. Не успели мы «перемолоть» и осмыслить нового «Гарри Поттера» и «Дневной дозор», как получили совершенно новое кинополотно, претендующее на эпичность.

Во время просмотра ловишь себя на мысли, что тысячу раз где–то все это видел — и эти интерьеры, и эту историю, и схожие ситуации. Но только подкованный зритель сможет собрать воедино смысл «Хроник» и догадаться без посторонней помощи, что это переработанный в 1950 году писателем Клайвом С.Льюисом Новый Завет. Признаюсь честно, у меня бы не получилось. Христианские аллюзии угадать можно и невооруженным глазом, но вот дойти собственным умом до значения «Хроник» в общекультурном контексте довольно сложно. Именно их претензия на некоторый идеологический и религиозный спор с прочими примерами жанра фэнтези — единственное обстоятельство, которое вообще заставляет как–то останавливаться на этом провальном, с моей точки зрения, образчике крупнобюджетного стиля студии «Уолта Диснея», забываемого через час после просмотра.

В отличие от фильма, в книге Льюиса есть какая–то легкость, ирония, английская лаконичность. Интонация книги простодушна и поучительна. В репликах героев и их поступках есть то очарование, знакомое нам с того момента, как мы впервые открыли «Алису в стране чудес». В книге сюжет «Хроник» увлекает, как может увлекать сказка. В экранизации он выглядит плоским и затянутым.

С главными четырьмя героями и вовсе беда. Питер — тугодум, Сьюзен — зануда, Люси — кокетка, Эдмунд — эгоист. Бедную страну Нарнию можно только пожалеть — в хорошенькие же руки она попала в финале, когда эти ребятишки заняли вакантные четыре трона и каждый стал королем или королевой.

В общем, с экранизацией Льюису повезло не так, как Толкиену. Хотя получить разрешение было нелегко. Лишь после успешной постановки «Властелина колец» родственники Льюиса пошли навстречу компаниям «Walt Disney Pictures» и «Walden Media».

Имена Льюиса и Толкиена, кстати, не случайно упоминаются в одном ряду. Они были приятелями. И тот и другой — филологами. Преподавали в Оксфорде, позднее Льюис перешел в Кембриджский университет. Оба верующие христиане: Льюис — протестант, Толкиен — католик. Льюис открыто выражал религиозность в своих произведениях, Толкиен сторонился прямой проповеди. Оба писали мифологические романы для детей. Основали кружок «Инклингов». Льюис слыл поклонником туризма, часто совершал пешие походы. Толкиен походам предпочитал прогулки, хотя и не был домоседом. Льюис остался убежденным холостяком. Толкиен являл собой образец семьянина. Он был не в восторге от того, как сделаны в литературном плане «Хроники Нарнии» и не слишком благосклонно отнесся к браку Льюиса. В 1957 году тот женился на американке Джой Давидман. Она умирала в больнице от рака. После брака Джой чудесным образом выздоровела. Вместе с Льюисом они прожили три года.

Теперь спор двух классиков получил и свое кинематографическое воплощение. Известно, что режиссер Эндрю Адамсон уже собирается снять продолжение «Хроник Нарнии», в которой всего, напомним, семь частей. Так что нам придется запастись поистине христианским терпением.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter