Результаты раскопок: удалось установить личности членов экипажа Ил-4, сбитого в годы войны под Столином

Хроника пылающего бомбардировщика

Названы имена членов экипажа советского бомбардировщика, фрагменты которого нашли вблизи поселка Речица Столинского района. Благодаря сохранившимся серийным номерам двигателя удалось установить происхождение самолета, а также дать запрос в Центральный архив Минобороны России, чтобы узнать, кто находился на борту в последний вылет боевой машины. Корреспондент «Р» ознакомилась с полученным ответом.

Напомним, летом в Столинском районе нашли фрагменты советского самолета, сбитого во время операции «Багратион». Примерное их местонахождение указали местные жители, а Александр Гумовский, сотрудник Государственного музея военной истории Республики Беларусь, с помощью специальной аппаратуры определил, где лежат один из двигателей, прочие узлы и агрегаты боевой машины. Инициаторами подъема на поверхность фрагментов бомбардировщика Ил-4 выступили председатель Белорусского общественного объединения ветеранов Иван Гордейчик и директор Государственного музея военной истории Республики Беларусь Сергей Азаронок. Чтобы выяснить, кто находился на борту машины в ее последний полет, был направлен запрос в Центральный архив Минобороны России — для сверки с журналом учета летных происшествий. И вот стали известны обстоятельства гибели боевой машины и дальнейшая судьба членов ее экипажа.

«Самолет внезапно был атакован двумя «мессершмиттами»... В результате второй атаки самолет лишился управления и вошел в правую спираль»

«В ведомости учета самолетов 3-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия, убывших за июль 1944 года, указано, что самолет Ил-4 № 5333909 в ночь с 01 на 02 июля 1944 года не вернулся с боевого задания», — говорится в ответе на запрос. В состав экипажа входили летчик, командир звена гвардии капитан Николай Жуган, штурман гвардии старший лейтенант Николай Куроедов, воздушный стрелок-радист гвардии старшина Тимофей Осьмачко и воздушный стрелок гвардии сержант Никандр Ергин. Первые двое спаслись, прыгнув с парашютом, и попали в партизанский отряд, откуда через две недели вернулись в расположение части. Тело Осьмачко обнаружили на месте падения самолета. Десантный отряд НКГБ похоронил его в деревне Добровка Пинской области. Никандра Ергина партизаны искали, но, увы, так и не нашли.

 
Николай Жуган
 
Ергин Никандр
 
Николай Иванович Куроедов
Вот что докладывали летчик Николай Жуган и штурман Николай Куроедов: «Экипаж выполнял боевую задачу — разведку погоды по маршруту в районе Дзержинска с бомбардированием аэродрома Медведичи. Экипаж по маршруту шел нормально, в 23.02 дал последнюю радиограмму: «Прошел Пинск, на север — ясно». В 23.15 самолет внезапно был атакован двумя тяжелыми истребителями «Мессершмитт-110». После первой очереди в самолете возник пожар. Стрелок-радист Тимофей Осьмачко открыл ответный огонь и доложил, что самолет горит. В результате второй атаки самолет лишился управления и вошел в правую спираль. Командир экипажа подал команду выброситься на парашютах. Самолет упал на землю и взорвался на собственных бомбах». В августе 1944 года Николаю Жугану и Николаю Куроедову присвоили звание Героя Советского Союза.

— Да, еще будет проведена соответствующая экспертиза. Но уже сейчас с 99-процентной уверенностью можно сказать, что мы нашли останки гвардии сержанта Ергина Никандра Дмитриевича, 1921 года рождения, призванного Тюменским РВК, уроженца Исетского района Омской области, — считает Сергей Азаронок, директор Государственного музея военной истории Республики Беларусь, а также председатель комиссии по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Республиканского совета БООВ.

На некоторых узлах самолета сохранились серийные номера.

В настоящее время Государственный музей военной истории Республики Беларусь и газета «Р» начали поисковую работу по установлению родственников погибшего сержанта. О результатах мы обязательно расскажем нашим читателям. 

nevmer@sb.by

Фото сотрудников Музея военной истории.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter