История одного экспоната – летный шлемофон Героя Советского Союза Антона Алехновича

Хроника пикирующего пилота

Антон Адамович АЛЕХНОВИЧ после войны авиацию не оставил: работал в Гражданском воздушном флоте БССР.
Мягкая черная кожа стала серой, а швы — белыми. Повидавший многое металл на наушниках с еле заметными нацарапанными буквами «АЛЕ» подсказывает, кому принадлежал наш сегодняшний экспонат — летный шлемофон. Его владелец — пилот дальней авиации Антон Адамович Алехнович, Герой Советского Союза. В экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны представлен шлемофон, защищавший смелого летчика. Этому редкому экспонату уже более 60 лет. Он передал его лично в музей вместе со своими рукописными воспоминаниями.

«Прошу отпустить на фронт»

В больших залах музея в тишине проходят экскурсии. В зале № 5 «Коренной перелом в войне. Советский тыл» экскурсовод останавливается с группой и делает акцент на каждом экспонате. Нас также интересует здесь одна из витрин, где за стеклом находится шлемофон летчика авиации дальнего действия Антона Адамовича Алехновича. Его портрет на фоне двухмоторного дальнего бомбардировщика времен Второй мировой войны Ил-4 и шлемофон, который мы видим рядом с фотографией, кажется кадром из старого фильма — прошедшей, другой жизни. 

— Этот шлемофон попал в фонды музея истории Великой Отечественной войны в 1959 году, — начинает рассказ старший научный сотрудник Татьяна Владимировна Тройнель. — Передал его наш соотечественник — Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович, сражавшийся на фронте в 1942–1945 годах в качестве пилота-бомбардировщика Авиации дальнего действия (АДД). На его счету было 258 боевых вылетов. Интересный факт: в годы Великой Отечественной войны чаще всего звание Героя Советского Союза присваивали летчикам — более 2000 раз. И Антон Адамович — один из тех героев.


Татьяна Владимировна провела долгие часы за изучением архивных документов, воспоминаний пилота, журналистских материалов о нем. Кому-то покажется дальнейший рассказ жизни этого человека сухой биографией, но это, поверьте, лишь выжимка. Безусловно, про каждого из героев можно писать книги. Но сами они, чаще всего даже в своих автобиографиях и воспоминаниях, делают акцент на главных вехах — без подробностей. Татьяна Владимировна начинает повесть героя с самого рождения:

— Антон Адамович родился 2 апреля 1914 года в деревне Доброводка Смолевичского района Минской области в крестьянской семье. В 1915-м его отца забрали на войну, с которой он не вернулся. Его мать осталась с тремя детьми на руках… Антон окончил сельскую школу, а после выпуска его забрала в Ленинград родная тетя, где он поступил в школу фабрично-заводского ученичества. Окончив ее в 1932 году, работал слесарем на заводе.

Уже в те годы, рассказывает старший научный сотрудник музея, советское правительство предпринимало меры по укреплению обороноспособности страны. Большое внимание уделялось развитию авиации. Однако, как и в любой другой сфере, здесь нужны хорошо обученные и высококлассные кадры. Чтобы укрепить воздушный флот, во время XIX съезда ВЛКСМ в 1931 году молодежь призвали идти в авиационные школы. И молодые люди откликнулись на призыв. В их числе Антон Алехнович, который никогда и не мечтал стать пилотом. Но его здоровье и моральный дух идеально подходили для такой профессии.

— В 1935 году он поступил в военно-летное училище в городе Энгельсе Саратовской области. Уже через три года окончил курс — блестяще, — Татьяна Владимировна отмечает, что во время обучения он окончательно полюбил высоту. — Неслучайно по окончании учебы его направили проходить службу летчиком-инструктором в военное летное училище Красноярска. Там он до войны успел подготовить 200 молодых пилотов.

Когда началась война, Антон Адамович подал рапорт командованию училища: «Враг топчет родную землю, прошу отпустить на фронт». Смело — да, но летчиков-инструкторов запрещалось туда отправлять. Однако он добился своего — воевать начал в декабре 1942 года в составе 4-го дальнебомбардировочного полка Авиации дальнего действия. Татьяна Владимировна пояснила: командовал ею Александр Евгеньевич Голованов, а руководство осуществлял сам Иосиф Виссарионович Сталин.

«Здесь враг был побежден»

Первым сражением, в котором принимал участие Антон Алехнович, стала Сталинградская битва. Мы окунаемся в рассказе в июль 1942 года: жесткое, кровопролитное сражение длится до февраля 1943 года.

— Гитлеровское командование, собрав у города огромные силы, стремилось любой ценой сломить оборону советских войск. К осени 1942 года на южном участке фронта, под Сталинградом, сосредоточилась почти вся АДД. Летчики каждую ночь бомбили скопления живой силы и техники врага вблизи окраины города, наносили удары по огневым позициям немецкой артиллерии, били по вражеским переправам и мостам, аэродромам и другим важным объектам, — Татьяна Владимировна Тройнель детально описывает события. — Здесь враг был побежден, хотя в воздухе еще имел преимущество.

В этом шлемофоне пилот сражался с декабря 1942 года. Экспонат является немым свидетелем мужества и мастерства советского летчика.

Уже после окончания Сталинградской битвы в Германии впервые с начала Второй мировой войны объявили трехдневный траур. Это был коренной перелом.

— В ходе этого знаменитого сражения только в январе 1943 года Антон Алехнович совершил 15 боевых вылетов! И этот шлемофон, который мы видим перед собой, стал немым свидетелем мужества и мастерства советского пилота. В нем он совершал вылеты с декабря 1942 года, — говорит Татьяна Владимировна. — Уже в феврале летчик был представлен к награждению орденом Красного Знамени — высшей воинской награде.

Лето 1943 года стало новой вехой и испытанием для летчика: наш герой принял участие в битве на Курской дуге. Конечно, и здесь он проявил себя с лучшей стороны: после окончания этого сражения был награжден орденом Ленина. Татьяна Владимировна зачитывает из наградного листа Антона Адамовича: «В июле 1943 года, в период наступления немецких войск на Орловско-Курском и Белгородском направлениях и при наступлении наших войск на этих участках фронта, гв. капитан Алехнович, исполняя должность командира эскадрильи, показал высокие организаторские способности и умение в руководстве подчиненными. Его эскадрилья вступила в боевую работу, имея пять боевых экипажей, и в течение месяца совершила 127 успешных боевых вылетов ночью, обогнав передовую эскадрилью полка, которая имела в наличии 8 боевых экипажей и совершила только 99 боевых вылетов. Лично сам гв. капитан Алехнович совершил 28 успешных боевых вылетов. Гв. капитан Алехнович личным примером подтягивал отстающих, добился высоких показателей в боевой работе. В ответ на приказ Верховного Главнокомандующего товарища Сталина о преобразовании полка в гвардейский 26 марта 1943 года гв. капитан Алехнович совершил три боевых вылета в ночь, тем самым показал пример всему личному составу полка».

Осенью 1944 года Антону Алехновичу за образцовое выполнение заданий командования присвоили звание Героя Советского Союза. 

— В каждом наградном листе отмечалось не только мужество пилота, но и его мастерство: летал в любых метеоусловиях, большинство вылетов осуществил ночью, — отдельно отмечает Татьяна Владимировна. — Его посылали на самые трудные задания: освещать и поджигать цели, фотографировать результаты бомбометания, бомбить врага на его территории. Алехнович осуществил 25 вылетов к белорусским партизанам, принимал участие в снятии блокады Ленинграда, в освобождении Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Чехословакии, Венгрии. Он совершил более 30 вылетов на территорию противника: бомбил важные объекты в Берлине, Хельсинки, Данциге, Кенигсберге и других городах.

В конце войны его наградили орденом Отечественной войны I степени. Научный сотрудник завершает рассказ о герое:

— После окончания Великой Оте-чественной войны Антон Адамович Алехнович продолжил службу: он вышел в запас в 1958 году, но с авиацией не расстался — больше 10 лет работал в должности диспетчера 104-го объединенного отряда гражданского воздушного флота БССР, а после — начальником службы движения управления гражданской авиации БССР. Умер в Минске в 1979 году. Это был действительно необычайно сильный, ответственный, смелый летчик, который любил свою Родину.

kasel@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter