Почему телемастер-«золотые руки» оказался на улице?

Хроника одного падения

«Живу на улице, точнее, в здании ж/д вокзала, сплю на лестничной клетке, подкладывая под голову портфель...» — написал в редакцию 63–летний минчанин еще прошлым летом, а тут вдруг новое письмо, с номером мобильного телефона. Корреспондент «СБ» нашла Альберта Иосифовича в... мужском монастыре, что в деревне Малые Ляды Смолевичского района.

Мужской монастырь в деревне Малые Ляды, где мы беседовали и теперь живет сам герой

Слушала я Альберта Иосифовича и с каждой новой минутой проникалась все большим сочувствием. Прямо обидно — какой человек пропадает!.. Окончив Минский радиотехнический институт, он стал таким телемастером, что был буквально нарасхват. Говорит: среди постоянных клиентов был даже сам Петр Машеров. Поэтому, решив жениться на женщине с 5–летним ребенком, был уверен — обеспечит достойно. Правда, сегодня вспоминает об этих отношениях с горечью:

Альберт Иосифович
— Нине просто было трудно одной растить сына. Сколько в советские годы могла получать лаборанточка в НИИ? Она любила не меня, а то, что я готов был ради нее и детей расшибиться в лепешку. В глубине души я об этом догадывался, но уж больно прикипел к ней. Отдавал все заработанное...

После развала СССР телемастерские стали чахнуть, а переквалифицироваться на мастера цифровой аппаратуры Альберт Иосифович не удосужился. Пошел работать на железную дорогу. И честно признается: к этому времени успел пристраститься к спиртному:

— Довольные клиенты и платили хорошо, и угощали щедро. А я не мог и не хотел отказываться. Потом по дороге домой прикупал еще и распивал уже с женой. Скоро Нина начала сама просить сгонять в магазин. В общем, большой грех лежит на мне: любимую женщину своими руками в алкогольную яму затащил. Может, за это и послано мне наказание? Ведь сам–то я потом выкарабкался, а Нина так и продолжала тонуть... Но главная боль — дети, Антон и общая дочка Маша. Виню только себя. В погоне за рублем даже не заметил, как перестал быть авторитетом для сына. Антона, по сути, растила улица. Итог? Сын стал неуправляем и покатился по очень скользкой дорожке. С Машей тоже случилась беда...

И вот 10 лет назад Альберт неожиданно понял, что пора поставить на алкогольной истории точку. С тех пор, говорит, ни–ни. Хотел помочь и жене, но та, по его словам, начала употреблять уже вместе с сыном...

Дом супруги по улице Кошевого, откуда семья выгнала нашего героя
— В тот самый роковой день, когда я превратился, по сути, в бомжа, супруга с Антоном как раз что–то отмечали на кухне. А я уже не мог на это смотреть... В общем, слово за слово — дошло до драки. Антон так активно выставлял меня за дверь, что теперь у меня вместо уха протез. Даже вещей не дал собрать. Маши тогда дома не было — она уже успела выйти замуж. Да и чем помогла бы, если сама живет на птичьих правах у свекрови?

Куда было податься? Из родительской трехкомнатной квартиры сестра–пенсионерка выписала его еще в 2006 году. В отчаянной ситуации Эмма брата, конечно, пустила, но терпела недолго.

— Выгнала в тот же день, когда на работе мне не продлили трудовой контракт, дескать, кончились деньги — кончилось и сочувствие. Никому я не нужен с пенсией в 250 рублей. Попытался снять комнату, да меня хозяин быстренько выставил, когда понял, что я ему не собутыльник.

Еще у Альберта есть братья, но у каждого, у кого хуже, у кого лучше, но своя жизнь. В монастырь пришел в январе — был риск погибнуть прямо на улице. Настоятель назначил ему послушание — работу в трудницком доме кочегаром. За кров и еду денег монастырь не требует. Поселили Альберта в келье, вместе с тремя такими же трудниками. По словам церковнослужителей, если и дальше будет себя так же хорошо вести, может задержаться надолго, а то и навсегда. Но сам–то он хочет любви, семьи... Поэтому снова ищет работу, чтобы иметь возможность о ком–то заботиться.

— Если после выхода статьи кто–то из читательниц вдруг попросит у редакции номер моего телефона, пожалуйста, не отказывайте. А вдруг это судьба?..

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

Законная супруга Нина — врач одной из городских клиник. Вечером я позвонила в дверь ее квартиры, чтобы узнать: неужели не болит душа о когда–то близком человеке? Мне открыла вполне адекватная женщина и, выслушав, только посмеялась:

— Ну и сказочник же наш Альберт! В прошлом году он вот так же напустил пыли в глаза телевизионщикам. И такой трогательный сюжет о моем муже сняли — прямо обнять и плакать. А поскольку наша страна помогает всем бедолагам, Альберту предложили конкретную помощь. Насколько помню, речь шла о социальном приюте для бомжей, где предоставляли даже временную регистрацию. Мало того, обещали помочь и с документами, и с работой! А он взял и никуда не пришел. Ох как удивились потом авторы программы... Не хочется, конечно, обливать грязью человека, с которым прожили столько лет. Ведь телемастером он был действительно от бога. Поэтому и зарабатывал: если я в советские времена получала 130 рублей, он — все 500 — 600. Но алкоголь превратил мужа в сущего монстра. Скажу так: когда в замочной скважине поворачивался ключ, я и дети вздрагивали от ужаса. Альберт вытворял такое, что требовался уже психиатр. Допился до того, что начал приносить домой мешки мусора с помоек. Не останавливался пить даже на неделю. Вот наше терпение и лопнуло, жаль, что так поздно. Но ухо ему никто не отрывал. Может, отморозил где? И не могу поверить, что он снова живет в монастыре. Я ведь точно знаю, что уже один раз именно оттуда Альберта выгоняли за пьянку. Неужели простили и снова поверили?

Сестра Эмма Иосифовна:

— Честно скажу: нежных чувств Альберт, увы, не заслужил. Когда Нина его выгнала, мы просто по–человечески пожалели — пришел весь побитый, грязный. Хоть и пьяный, но родной же! Просил приютить на два дня, а прожил месяцев восемь. И это был ад. Меня довел до инсульта, дочку до реанимации... Напивался и голым бегал по квартире, вытворял такие безобразия, что стыдно вам рассказать. А Нина не пьянствовала никогда! Расскажу вам еще такой случай. В советские времена брат и правда очень много зарабатывал. А у меня беда случилась: ребенок умер. И совсем денег не было. Попросила Альберта помочь хотя бы оплатить «коммуналку». В ответ: «Решай свои проблемы сама!»

eversman@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter