Христианские демократы теряют поддержку в Германии

Меркнущая Меркель

На минувшей неделе в Германии подводили итоги региональных выборов в двух федеральных землях на юго-западе страны — Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце. Эти выборы привлекли к себе особое внимание в свете приближающихся общенациональных выборов в Бундестаг. Они состоятся осенью и по их результатам будет сформировано новое правительство. Эти выборы подведут итог под 16-летним правлением канц­лера Ангелы Меркель, которая находится у власти с 2005 года. Однако удастся ли консервативному блоку ХДС/ХСС остаться правящей партией после ухода Меркель, далеко не очевидно.


Падение популярности двух ведущих немецких партий, ХДС/ХСС и СДПГ, является долгосрочным политическим трендом. На предыдущих парламентских выборах 2017-го ХДС/ХСС показала худший результат за последнее время. Несмотря на то что партия снова заняла первое место, это существенно осложнило и затянуло процесс формирования правящей коалиции. У социал-демократов дела идут еще хуже: они даже не хотели идти в коалицию с Меркель, рассчитывая поправить свое пошатнувшееся положение в качестве оппозиции. 

Выборы в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце подтвердили эти негативные тенденции — христианские демократы провалились в обеих землях. В Баден-Вюртемберге первое место досталось «зеленым», в Рейнланд-Пфальце — социал-демократам. Христианские демократы в обеих землях пришли вторыми. Это означает, что новые правящие коалиции в земельных правительствах могут быть сформированы без участия ХДС/ХСС.

Еще одним важным результатом региональных выборов в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце стало резкое ослабление позиций правых популистов из «Альтернативы для Германии» (АдГ) — партия ухудшила свой результат в полтора раза в сравнении с предыдущими выборами.

Указывает ли это на закат звезды немецкого правого популизма? АдГ буквально ворвалась в немецкую политику на фоне миграционного кризиса, разразившегося в Европе в 2015 году. Упорство правительства Меркель в проведении политики открытых дверей для иммигрантов обернулось существенным ослаблением позиций ХДС/ХСС и взлетом популярности немецких правых популистов, возникших буквально из ниоткуда. На региональных выборах последних лет АдГ демонстрировала впечатляющие успехи, занимая в региональных парламентах второе-третье места, особенно в восточных землях.

Вместе с тем возможности для электорального роста АдГ объективно ограничены. Во-первых, эта партия практически не имеет никаких шансов войти в какую-либо правящую коалицию из-за негласного бойкота, который объявили правым популистам все другие немецкие партии. Аналогичной обструкции подвергается «Национальное объединение» Марин Ле Пен во Франции. 

Кроме того, рост популярности правых ограничивается комплексами вины, связанными с нацистским прошлым, которые все еще сильны в немецком обществе — а обвинения в «нацизме» регулярно звучат в адрес АдГ и больно бьют по ее репутации. 

Таким образом, АдГ вроде как достигла своего потолка в немецкой политике, и спад ее популярности выглядит вполне закономерным. Впрочем, следует учитывать, что в богатых землях западной Германии правые популисты всегда были менее популярны, чем на депрессивном востоке, поэтому распространять результаты выборов в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце на всю Германию будет неправильно.

В любом случае ожидать каких-то сюрпризов от АдГ на предстоящих общенациональных выборах вряд ли стоит, и популисты, скорее всего, останутся аутсайдерами немецкой политики. Основная схватка за власть будет идти между системными партиями — ХДС/ХСС, СДПГ, «зелеными» и либералами из Свободной демократической партии.

vs.shimoff@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter