Хранители времени

Письма из Пекина
Время — понятие как глобально–философское, так и вполне конкретное, которым мы со ставшей уже привычной легкостью оперируем каждый день. Для Китая время всегда было исключительно важной субстанцией, ему придавали особое значение и внимательно за ним следили. Одним из самых важных дел каждой новой династии было регулирование календаря, по которому жила бескрайняя Поднебесная. Каждый император понимал: стоит выпустить время из–под контроля — и последствия для всего государства будут непредсказуемыми.

Базовая концепция времени существовала уже при династии Шан (1600 — 1046 гг. до н.э.). Главной единицей измерения считался день. Полный цикл — шестьдесят дней — возник, когда соединили понятия о десяти небесных (тяньгань) и двенадцати земных (дичжи) ветвях. Позже 60 лет стали считать полным астрологическим циклом.

Шестидесятидневный цикл делился на 6 недель, по 10 дней в каждой. В основе исчисления месяцев лежали фазы Луны, более того, в китайском языке одно и то же слово — юе — означает и Луну, и месяц. Месяцы, в свою очередь, делились на длинные — 30 дней и короткие — 29 дней; один лунный цикл составляет 29,53 дня. По такому календарю в году всего 354 дня, а потому примерно каждые три года приходилось добавлять один месяц, чтобы привести лунный год в соответствие с солнечным.

...Сегодня Пекин, как и любой крупный китайский город, наполнен самыми разнообразными звуками, среди которых особенно выделяются автомобильные сигналы и велосипедные звонки — именно они создают ту невообразимую и неповторимую какофонию, которая у миллионов людей во всем мире ассоциируется с понятием Азия. Но задолго до этих ассоциаций совсем иные звуки наполняли пространство древних китайских городов, и чаще всего то были звуки колоколов и барабанов. Но не только для увеселения народа использовались эти инструменты. Испокон веков в Пекине существовало понятие «утренний колокол и вечерний барабан» — на протяжении 652 лет они были главными часами жителей столицы и других городов Поднебесной. Причем колокола и барабаны не только сообщали, который сейчас час, но и указывали, что в этот час надлежит делать.

Специально для таких громких «часов» в Пекине в 1272 г. в районе Гулоу были возведены Башня барабана и Башня колокола, звуки с которых служили и будильником, и сигнализацией для жителей столицы на протяжении трех династий — Юань (1271 — 1368 гг.), Мин (1368 — 1644 гг.) и Цин (1644 — 1911 гг.). Эти башни сохранились по сей день. На протяжении своей истории они много раз горели, но их всегда восстанавливали заново.

В соответствии с представлениями о двенадцати небесных ветвях день был разбит на 12 временных промежутков (часов), длительность каждого составляла 120 минут. Первый час китайского дня начинался в 11 часов вечера. Минуты и секунды вычислялись с помощью клепсидры — водяных часов.

При династии Цин Пекин содрогался от звука колокола 540 раз за ночь, им предшествовало такое же количество ударов барабана. Как пекинцы умудрялись не просыпаться от этого грохота, лично для меня — большая загадка. В каждый из пяти двухчасовых интервалов (угэн) между 19.00 и 5.00 колокол ударяли 18 раз быстро, 18 раз медленно, а потом 18 раз ни быстро, ни медленно — так, в среднем темпе. Затем этот ритм повторялся еще раз, чтобы в сумме количество ударов составило священное буддистское число 108.

Первый вечерний колокол, обозначавший час сюй (19.00 — 21.00), знаменовал окончание рабочего дня для горожан. Второй период (хай, 21.00 — 23.00) показывал, что наступило время закрывать городские ворота и прекращать движение транспорта. Третий (цзи, 23.00 — 1.00) напоминал императору, что пора готовиться к приему двора; четвертый (чоу, 1.00 — 3.00) созывал чиновников во дворец; пятый (инь, 3.00 — 5.00) отмечал окончание официальных дел для императора. Первым утренним колоколом считался тот, который бил в час мао — 5 утра. Это был своеобразный будильник для горожан — открывались городские ворота, начинался новый день шумной столицы.

В наше время ни барабаны, ни колокола для исчисления времени не используются — теперь каждому по карману иметь собственные часы и самому решать, когда ложиться спать, а когда просыпаться. Правда, некоторые традиции сохранились: китайцы, как и столетия назад, достаточно рано отходят ко сну и очень рано — зачастую с рассветом — встают. Сегодня не редкость увидеть в 6 утра на улицах и в парках людей, которые занимаются зарядкой: похоже, «утренний колокол и вечерний барабан» у них в крови.

sbchina@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter