Хранитель

На следующей неделе Купаловский театр откроет свой очередной новый сезон. Как всегда, «Павлинкой»... Ушедшая натура

На следующей неделе Купаловский театр откроет свой очередной новый сезон. Как всегда, «Павлинкой»... Той самой, которую труппа БГТ–1 создавала в Томске, куда театр был эвакуирован в годы войны. В 1944–м предчувствие скорой победы пьянило артистов не меньше шампанского — видимо, ничего другого у них и не могло получиться, только спектакль–шампанское (как назвал «Павлинку» один из томских журналистов 64 года назад). Хотя о настоящем шампанском к тому времени остались одни лишь воспоминания и главным праздничным блюдом на новогоднем столе у наших артистов тогда была буханка черного хлеба, которую Стефания Станюта выменяла на свои бусы... За столом собралось ровно 13 человек, и актеры испугались: плохой знак! Несуеверных в те годы, наверное, уже нигде не осталось, впрочем, артисты всегда отличались повышенной эмоциональностью. Выбежали на улицу... За считанные минуты до полуночи им удалось–таки найти четырнадцатого — заплутавшего в поисках ночлега эвакуированного. Усадив его за стол, будущие купаловцы наконец вздохнули с облегчением: год будет счастливым! Действительно, осенью 1944–го они вернулись в Минск, отметив это событие премьерой «Павлинки» на белорусских подмостках, а в декабре театру присвоили имя Купалы...


Подсчет «Павлинок»


С тех пор купаловцы педантично ведут подсчет всех своих «Павлинок». Совсем скоро этот спектакль появится на афише Национального академического театра имени Янки Купалы в 1500–й раз... В 1973–м, накануне 800–го представления любимого спектакля, народный артист БССР Степан Бирилло вспоминал: «Нынешняя «Павлинка» впервые была показана зрителю в 44–м... Мы тогда работали в Томске, и вернуться домой, в освобожденную Беларусь, нам хотелось с каким–нибудь дорогим и памятным подарком. И как–то единодушно мы решили, что таким подарком может стать «Павлинка». Над спектаклем работали лучшие силы театра — Лев Литвинов, ведущие актеры Глеб Глебов, Борис Платонов, Владимир Дедюшко, Лидия Ржецкая... Работали с необычайным воодушевлением, страстью, я бы сказал, самоотверженностью! Успех у зрителя превзошел наши самые смелые ожидания...»


И все–таки тот новогодний дурной знак оказался пророчеством... В октябре 1944–го, когда белорусские артисты возвращались домой, в Минск, поезд, в котором они ехали, попал в аварию. Погибло несколько человек, в том числе — маленькая дочка худрука театра Глеба Глебова... Причина катастрофы так и осталась неустановленной. Этот трагический эпизод из истории театра нынешним его поклонникам практически неизвестен, впрочем, и первые минские зрители «Павлинки» едва ли догадывались, что случилось с артистами за месяц до премьеры, — скорбь по погибшим друзьям и родным не помешала им устроить яркий праздник на сцене. От подарка БГТ–1 публика была в восторге... А вот театральные критики спектакль поначалу не приняли: особенно жестко «Павлинку» обвиняли в неуместной буффонаде, в излишних экспериментах, якобы мешающих зрителю прочувствовать социальный пафос произведения Купалы. Это теперь «Павлинка» — классическая комедия, тогда же кое–кто считал ее чуть ли не вызовом советскому театру! К счастью, у постановки Литвинова нашлись влиятельные защитники... Но больше всех за каждый спектакль переживал Степан Бирилло, после очередной разгромной статьи, бывало, надолго закрываясь у себя в гримерной. Хотя сам в «Павлинке» ни разу так и не сыграл — в народных водевилях ему не было места...


Подлая красота


Вот парадокс: эксцентричных актеров, прославившихся не столько своими ролями, сколько скандалами и любовными похождениями, помнят даже через века. А скорее забывают тех, которые были «всего лишь» хорошими людьми, хоть скорбят о них на похоронах глубже и искреннее... Талант актера — понятие весьма условное, объективно существующее до того момента, пока живы его поклонники. В свое время у Бирилло их было множество, теперь — остались одни рецензии...


Несколько дней назад у этого человека был юбилей, 105 лет со дня рождения. 30 лет он подбирал актеров для «Павлинки». Сам себя однажды назначив ассистентом режиссера спектакля, Бирилло вводил в «суть дела» новичков, придирчиво следил, чтобы постановка сохранялась в первозданном виде, лично контролировал рабочих сцены... В театре его даже называли лордом–хранителем «Павлинки». Заметьте: не ангелом, лордом! Для ангела он был слишком требователен. И еще, пожалуй, совсем не по–ангельски красив...


В годы гражданской войны семья Бирилло перебралась к родным в Вологду — там тогда было куда спокойнее, чем в Минске. В Вологодском реальном училище Степан Бирилло впервые и вышел на сцену — со стихами Пушкина. Он знал наизусть почти все произведения незабвенного Александра Сергеевича... Но первой ролью ученика–реалиста стал Алешка в пьесе Горького «На дне». Почти сразу после этого Бирилло устроился в Вологодский городской театр, не брезгуя изображать «шум за сценой». После были театральные коллективы Архангельска, Старого Оскола, Ельца, роли героев–любовников и светских прощелыг... Внешность стала проклятием этого актера — для советского героя, «борца за светлое завтра», его лицо было слишком уж безупречным. Даже много лет спустя ему, уже признанному мастеру сцены, предлагали в основном роли панов, гнилых интеллигентов, немецких офицеров, обкомовских секретарей и депутатов с червоточинкой, ну и еще профессоров... Спрос на них в советском театре был всегда велик. Только на сцене Купаловского Степан Бирилло сыграл больше 200 ролей! Мало кто из актеров может похвастаться таким достижением... После и в кино Бирилло приглашали по преимуществу на роли подозрительных типов и священников — там он тоже был чрезвычайно востребован. Назову лишь некоторые из фильмов с участием Степана Степановича — «Красные листья», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Руины стреляют», «Вся королевская рать», «Атланты и кариатиды»... Вспомнили?


Школа выживания


Публика его обожала, а он старался избегать общения с ней. Скромность Бирилло, говорят, порой была чрезмерной... «Вы можете увидеть его на сцене или встретить на улице с удочками в руках, — вспоминал коллега, заслуженный артист БССР Евгений Романович. — Но он никогда не станет хвастаться, что каждый карась весил по килограмму. Степан Степанович не любит слов...»


В новосозданный первый белорусский профессиональный театр БГТ–1 он влюбился сразу, практически с первых дней возникновения этой сцены стал грезить о ней — и ни о какой другой. Однако только через 6 лет отважился предложить ей свои услуги. Хотя в Минск Степан Бирилло вернулся уже вполне опытным актером, но червь сомнения, который грыз его всю жизнь, при встрече с художественным руководителем БГТ–1 Евстигнеем Мировичем не позволил признаться в желании сотрудничать... Впрочем, о последующих годах, проведенных с небезызвестной передвижной труппой Владислава Голубка, он никогда не жалел, хотя школа выживания там была та еще. Причем совсем не творческого... «Гастролируем по Полесью, — напишет позже он в своем блокноте. — Несмотря на метель и мороз, добираемся на перекладных до деревенского клуба. На сцене — просто ненормальный холод, играть невозможно! А зал переполнен зрителями, и ждут они нас уже, оказывается, давно... Мы забыли о холоде...»


Там у него были главные роли, а в БГТ–1 он начал с массовки. Впрочем, тогда это было незазорным. В качестве статистов на эти подмостки выходили не только молодые актеры, но и отцы–основатели театра. Этот неписаный закон, введенный в обиход Мировичем, исполнялся без исключения...


Других уж нет...


Известие о войне застало БГТ–1 на гастролях в Одессе. Вернуться в Минск актеры не могли — город бомбили... Между спектаклями и репетициями они дежурили в санитарных отрядах, обеспечивали противопожарную безопасность. Вскоре их эвакуировали. Уже в Томске наши актеры обзавелись огородом, где работали те, кто не отправился на фронт — выступать для красноармейцев. А еще умудрялись выпускать новые, полноценные спектакли... В доме, где жила труппа БГТ–1, как вспоминали купаловцы уже после Победы, на стене висела карта, на которой они отмечали отступление советских войск. К 1943 году, было, совсем впали в отчаяние — оснований для пессимизма хватало. Один лишь Степан Бирилло яростно доказывал, что ждать конца войны осталось недолго, заражая своей упрямой верой коллег...


Таким старшее поколение актеров Купаловского и вспоминает Степана Степановича — упрямым, требовательным и одновременно простым, душевным человеком, полной противоположностью созданным им образам. Признают: «Никто так близко к сердцу не принимал дела купаловцев, как он». Вздыхают...


Говорят, самое трудное для актера — сыграть две авторские ремарки: «вышел на сцену» и «ушел со сцены». Так же, как и в жизни. И то и другое удалось Степану Бирилло безупречно.


Материалы для публикации предоставлены Белорусским государственным архивом–музеем литературы и искусства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter