У архивистов Союзного государства все больше совместных проектов

Хранить вечно

АРХИВИСТОВ называют хранителями человеческой памяти. Время папок с тесемками и пожелтевших бумаг, которые сберегали бесценные сведения, уже почти ушло. Сегодня профессионалы архивного дела активно осваивают электронную документацию. И, как отметила вице–премьер Беларуси Наталья Кочанова в обращении к участникам 17–й общей конференции Евроазиатского регионального отделения Международного совета архивов (ЕВРАЗИКА), адаптация общества к информационной среде зависит от того, насколько успешно архивисты справляются со своими обязанностями.



Главные проблемы, которые стоят сегодня перед архивами всего мира — сохранность и защита информации. Владимир Адамушко, директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Беларуси, говорит, что в стране много делается для совершенствования архивов. И одно из ключевых направлений — перевод документов на бумажной основе на цифровые носители. Оцифровку начали с научно–справочного аппарата, а сейчас подошли и к страховому фонду документации Беларуси, где у особо ценных документов насчитывается более 300 тысяч дел. Это лишь основные бумаги, которые относятся к истории страны. Работа, по словам Адамушко, очень трудоемкая и дорогая, но без нее невозможно идти в ногу со временем:

— Государственный фондовый каталог, то есть научно–справочный аппарат всех документов, которые находятся в собственности Республики Беларусь, уже пять лет доступен в интернете. Причем есть там даже клики до государственных фондов России. Кстати, российские коллеги нам такую возможность предоставили бесплатно, как и мы на сайт «Архивы России» представили свой фондовый каталог.

Андрей Артизов, руководитель Федерального архивного агентства России, делает акцент на другой стороне проблемы: данные на цифровых носителях хранятся 20 лет, хотя и говорят про 50, но тут скорее выдают желаемое за действительное. В любом случае, каждые два десятка лет все надо перезаписывать, а процесс этот небыстрый:

— Наша работа ориентирована не на десятилетия, а на столетия и даже тысячелетия. Когда на бумаге зафиксирована информация, а если это еще и специальная бумага со специальным составом и специальными чернилами, как, к примеру, подписывает нормативные акты Владимир Владимирович (Путин — ред.), она вечна. Три тысячи лет пролежит — и никаких проблем. Даже хранить ее, поверьте, недорого. Да, при информационных технологиях намного ускоряется поиск, но о дешевизне речи не идет. Каждый год мы подписываем десятки тендеров о замене техники, создании нового софта... Это стоит больших денег. Поэтому все оцифровать невозможно, ни одна страна и не ставит такой задачи — речь идет о точечной оцифровке тех документов, которые общественно значимы и интересны для пользователей.

В России сегодня в «цифре» доступны примерно 70% документов из открытого фонда Сталина — для россиян и граждан Беларуси бесплатно. Оцифрованы многие документы Политбюро ЦК КПСС и Государственного комитета обороны, органа управления Советским Союзом в годы Второй мировой войны. Сейчас предложение от Федерального архивного агентства и к коллегам из других стран СНГ, чтобы документы их правительств времен Великой Отечественной тоже были оцифрованы и выставлены в интернет — это ведь наша общая история. Россия, к слову, готова предоставить технические услуги. Особенно тесным сотрудничеством могут похвастаться белорусские и российские архивисты: в этом году они работают над проектом, рассказывающим о возобновлении разрушенного хозяйства БССР, а недавно издали сборники документов о Западном военном округе 1939 — 1941 годов. Скоро выйдет и книга «Тростенец», где использованы сведения из архивов Беларуси, России, Латвии и Германии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter