Хранить вечно!

Наша гордость – ветераны

Спросите у Николая Постникова, кем он был в прошлой жизни. Он, материалист, ответит, что «жизнь одна». Потом хитровато прижмурит глаза, сведет густые брови, посмотрит внимательно и хитровато улыбнется: «Видимо, пограничником».


Насильно любить не заставишь — ни человека, ни профессию. Любовь — она или есть, или ее нет. Так вот и у Николая Алексеевича получилось: любовь на всю жизнь к одной женщине — жене — и к одной профессии. Скоро ему 81 год, а он все еще в строю. На границе, в Брестской Краснознаменной пограничной группе им. Ф.Э.Дзержинского, уже ровно полвека...


Николай Алексеевич необычайно легок на подъем. Для него сорваться из дому и приехать в погрангруппу — дело какого–то получаса. Жизнь на границе всегда полна неожиданностей, так что не привыкать. Я попросила о встрече — и он сразу согласился. Никаких вам «я занят» или «давайте завтра».


— Когда мы обновляли экспозицию музея, готовили его к открытию, приходилось здесь ночевать. Жена привозила еду прямо в погрангруппу, — вспоминает 2006 год Николай Алексеевич.


Легендарный человек этот Постников: участник войны, председатель совета ветеранов Брестской погрангруппы, почетный пограничник Беларуси. «Он — наша гордость», — говорят военнослужащие. Одно из главных его увлечений после увольнения — музей, который Николай Алексеевич создавал и чьим внештатным директором является. Музей открылся в 1975 году, два года назад экспозиция обновилась. Николай Алексеевич говорит, что молодеет, когда рассказывает о границе школьникам и проводит уроки мужества. Экскурсий в музее — полтысячи ежегодно, так что душой ветеран молод.


— Помните, как начиналась ваша служба на границе?


— Родом я из Архангельска. В Брест приехал в 1958 году. После войны вместо так называемых инженерных сооружений была колючая проволока с привязанными к ней консервными банками. К концу 50–х граница уже была укреплена, но заставы не ухожены, офицеры жили в деревенских хатках, койки там — двухъярусные. Никаких условий, не то что сейчас.


— А как провозили контрабанду 20 — 30 лет назад?


Николай Алексеевич ведет меня к одному из музейных стендов. Смешной, скажу вам, стенд. Лежит на полочке за стеклом шприц вроде того, которым укололи героя Моргунова из «Кавказской пленницы», деревянная скалка с полостью внутри, электрическая лампочка с «секретом» в цоколе... Трудно представить, что такие предметы могут оказаться в багаже нынешних туристов.


В музее собраны материалы о пограничниках, многих из которых Николай Алексеевич знал лично. В том числе и первого командира погранотряда Федора Врублевского, назначенного в Брест в 1944 году. В 1987–м Николай Алексеевич принял от него эстафету — возглавил ветеранскую организацию.


Брест для Николая Постникова стал родным городом. Еще при СССР ему предлагали другие места службы, ближе к родине, но не согласился. В Бресте Николай Алексеевич состоялся как профессионал, от старшего лейтенанта дослужился до полковника, а закончил службу в должности заместителя начальника политотдела.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter