Хранить вечно!

Это здание на Октябрьской площади хорошо знакомо каждому жителю Минска и его гостям.
Это здание на Октябрьской площади хорошо знакомо каждому жителю Минска и его гостям. Здесь размещается Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 60 лет как он открылся.

О создании и становлении музея, о его сегодняшнем дне мы решили побеседовать с заместителем директора музея по научной работе Ириной Воронковой.

- Когда-то Петрусь Бровка написал стихотворение, посвященное вашему музею. И была в нем такая строчка: "Иду сквозь залы, как сквозь годы..."

- Да, это так. Многие из тех, кто пережил войну, пройдя через музейные залы, будто бы вновь переживают встречу со своей юностью, опаленной жестокой грозой. Мы стремимся показать происходившее в те годы в двух планах. Один - крупный, рассказывающий о великом противоборстве в масштабах страны, даже мира, концентрирующий внимание на взаимоотношениях народов и государств, столкновении политических доктрин, нравственных принципов. А второй план тесно приближен к человеку, будь то солдат, партизан или мирный житель. Что делали в ту пору простые люди? Что вынудило их пойти воевать и что отстаивали они в справедливой битве с фашизмом?

- Давайте все же начнем нашу беседу не с истории войны, а с истории музея. Когда он был открыт?

- 22 октября 1944 года.

- Через три с небольшим месяца после освобождения Минска? Это удивительно. Где же он размещался?

- В Доме профсоюзов на площади Свободы. Город был разрушен на 85 процентов, и тем не менее музею отдали часть одного из немногих сохранившихся зданий. Факт беспрецедентный. Сегодня кто-то может воспринять его и так: людям, мол, жить негде, а тут - музей! Однако в те дни это решение ЦК было единодушно поддержано - минчане хотели как можно скорее зафиксировать, сохранить в памяти то, чем они жили на протяжении трех военных лет - бесконечно долгих и неимоверно трудных.

По воспоминаниям первых сотрудников, они даже охраняли здание, боялись "посягательств" каких-нибудь других организаций. Кроме музейных залов, служебных помещений, в здании располагалось также общежитие для сотрудников, которым, как и сотням минчан, негде было жить, особенно тем, кто пришел на работу в музей из партизанских отрядов или вернулся из эвакуации.

- Кстати, о здании. В одном из залов музея я видел фотографию, на которой перед домом на площади Свободы гордо вышагивает генеральный комиссар Белорутении - так немцы именовали часть Белоруссии - гауляйтер Вильгельм Кубе. Ему-то что здесь было надо?

- С сентября 1941 года в бывшем Доме профсоюзов размещался генеральный комиссариат. Потом он переехал в другое здание. И вот какие бывают парадоксы истории: 22 октября 1942 года немцы открыли здесь большую выставку "Новая Германия". Главной ее целью было показать людям доверчивым, как хорошо живется в "третьем рейхе", и заманить их туда на работу. А через два года, день в день, - но это, конечно, случайное совпадение, здесь же откроется другая экспозиция, рассказывающая о близком крахе этого так называемого "тысячелетнего" рейха.

И еще одна любопытная история. Сразу после освобождения Минска руководство Белоруссии пригласило из Москвы группу видных архитекторов, чтобы они составили план восстановления нашей столицы. В эту группу входили академики А.Мордвинов, А.Щусев, В.Семенов и Н.Колли, профессор И.Лангбард, архитекторы М.Осмоловский и И.Сергеев. Ознакомившись с историей города, изучив его тогдашнее состояние, они предложили не застраивать два разрушенных квартала между улицами Энгельса и Ленина начиная от площади Свободы, а разбить там парк с памятником героям войны, водоемами и фонтанами. По сторонам парка предлагалось возвести здания для правительственных учреждений и музея Отечественной войны, построить пантеон героям-партизанам. Этот проект по разным причинам не был воплощен в жизнь, однако через много лет судьба удивительным образом все-таки привела музей Отечественной войны почти на то место, которое планировалось для него в 1944 году.

- Что представляла собой первая экспозиция музея?

- Вниманию посетителей предлагались две экспозиции: о вооружении белорусских партизан и о печати Белоруссии в дни войны. Но, как писала в ту пору газета "Правда", по существу, это была "одна выставка, посвященная единой теме, - оружию, которым белорусский народ с такой богатырской силой бил своих мучителей, палачей Тростенца, разрушителей городов и сел, - немецко-фашистских захватчиков".

- И как выглядела оружейная часть?

- Она состояла из трех разделов. В первом демонстрировалось трофейное оружие, использовавшееся партизанами. Был раздел с образцами вооружения, доставлявшегося из-за линии фронта. Но самым интересным, конечно, был тот, где экспонировалось самодельное оружие партизан. Одним из самых известных оружейников был Яков Темяков из Пинского партизанского соединения, который своими руками сделал 102 автомата. Из чего он только их не собирал! Один уникальный экземпляр, который был подарен Коржу, тогда тоже экспонировался. Для его изготовления использовались рама трофейного велосипеда, железный обод бочки, детали сбитого немецкого самолета и даже коровьи рога. Воронение производилось отваром луковой шелухи и березовым дегтем.

Рядом с фотографиями оружейных дел мастеров находились фотопортреты партизанских подрывников, в частности Федора Бачило из Минского партизанского соединения, который пустил под откос 26 вражеских эшелонов.

- Я его хорошо знал, он после тяжелого ранения стал фотокорреспондентом. Мне довелось работать с ним в "Чырвонай змене". Очень общительный, веселый был человек.

- Да. И книгу о своей партизанской одиссее написал интересную. Тут мы как раз и подошли ко второй части тогдашней музейной экспозиции. Здесь можно было увидеть множество подпольных газет, листовок, брошюр и среди них листовки, отпечатанные на бересте, обойной и оберточной бумаге.

- Невольно возникает вопрос: а когда же успели собрать все эти экспонаты? Неужели за три месяца, прошедших после освобождения Минска?

- Нет, конечно. Этим начали заниматься еще в начальный период войны. 2 июня 1942 года ЦК КП(б)Б, работавший в то время в Москве в связи с оккупацией Белоруссии, принял решение о создании республиканской Комиссии по сбору документов и материалов Отечественной войны. В состав ее включили научных сотрудников, фоторепортера, стенографистку.

В то время, с февраля по сентябрь 1942 года, существовал возникший в ходе разгрома гитлеровцев под Москвой сорокакилометровый разрыв в линии фронта, так называемые "Витебские ворота". Через эти "ворота" в партизанские отряды доставлялись оружие и боеприпасы, продукты питания, другое необходимое снаряжение, а на "большую землю" вывозились раненые. Появилась возможность переправлять из Белоруссии документальные и вещественные свидетельства злодеяний оккупантов, а также сопротивления их действиям. Все они шли в Комиссию по сбору документов и материалов Отечественной войны.

Когда документов, фотографий и трофеев накопилось изрядное количество, в Москве в помещении Государственного исторического музея на Красной площади открыли выставку о жизни и борьбе непокоренной врагом Белоруссии. Она постоянно пополнялась новыми экспонатами и действовала до августа 1944 года, а затем была перевезена в Минск и, по существу, стала основой нашей первой экспозиции.

- Но когда все же было принято решение о создании музея?

- Ровно через неделю после начала освобождения Белоруссии, 30 сентября 1943 года. В принятом по этому поводу постановлении бюро ЦК было подробнейшим образом оговорено, на что надо обратить внимание при сборе материалов для музея. Эту памятку шифрованной радиограммой передали областным уполномоченным ЦК, а те, в свою очередь, сообщили об этом командирам партизанских бригад и отрядов.

В середине июля 1944 года руководство республики вернулось в Минск. Нетрудно представить, сколько у него было неотложных дел. Тем не менее вопрос об открытии музея был признан одним из первостепенных. Вскоре началось формирование штата сотрудников.

- Кто же ими стал?

- В основном бывшие партизаны. Вот один из них, Петр Николаевич Гончаров. Лейтенант-артиллерист, участник обороны Могилева, затем командир партизанского отряда "За Родину". В числе других партизанских командиров он был приглашен на прием к П.Пономаренко. Надеялся попасть на фронт и дальше бить немцев, а ему предложили идти работать в музей. Долго отказывался, но потом согласился. По поручению П.Пономаренко занимался поиском подходящего для музея здания. Работал некоторое время в музее, потом учился, был на партийной работе, а в 1980 году вернулся в музей на должность заведующего филиалом "Курган Славы". Сейчас пенсионер, живет в Минске.

Примерно такая же биография у Сергея Григорьевича Романова. В армию он был призван после окончания Московского художественного училища. В 1941-м защищал Киев. Попал в плен, бежал, стал партизаном 8-й Рогачевской бригады. Партизанские рисунки, "Боевые листки", оформленные С.Романовым, составляют одну из уникальных коллекций музея. Заслуженный деятель искусств Беларуси жил и работал в Минске, сейчас его уже нет в живых.

Нельзя не вспомнить и Веру Сергеевну Романовскую, которая проработала в музее без малого 40 лет. Она была участницей минского антифашистского подполья, позднее - партизанкой отряда имени Калинина.

В 1944 году в музее работали 28 научных сотрудников. Они активно занялись комплектованием фондов. Вместе с чрезвычайной комиссией по расследованию злодеяний оккупантов первыми побывали на месте лагеря смерти Тростенец.

А летом 1949 года сотрудники музея участвовали в первых раскопках в Брестской крепости. Это они в разрушенной башне Тереспольских ворот обнаружили останки лейтенанта Алексея Наганова. В отчете об этом говорится, что останки его были засыпаны в положении стоя у окна, в руке находился пистолет. Курок пистолета был взведен, имелось еще три патрона. В кармане сохранившейся гимнастерки были найдены документы, по которым и установили личность погибшего.

В начале 50-х годов выезжали на территорию пограничных застав, мужественно сдерживавших натиск врага в первые часы войны. Оттуда, например, оружие и снаряжение бойцов знаменитой заставы Виктора Усова.

- Сколько в музее единиц хранения сегодня? Чем вы больше всего гордитесь и дорожите?

- Сегодня музей хранит более 141 тысячи реликвий. Как матери дороги все ее дети, так и нам дорого все, что храним. Особо дорожим, конечно, тем, что собрано во время войны. Некоторые коллекции не имеют аналогов. Например, более 200 партизанских журналов, большинство из которых иллюстрированы. Это настоящая энциклопедия партизанской жизни, причем без прикрас, со всеми ее достоинствами и недостатками. Уникальны партизанские знамена. Одно из них сшито из детского одеяльца, окрашенного в отваре ольхи, другое - из простыни, опущенной в раствор красного стрептоцида. Есть знамя, сделанное из женского платка, есть листовки, написанные за неимением чернил соком черники...

- Нередко утверждают, что нынешнюю молодежь не интересует история войны. А некоторые люди вообще считают так: победили бы немцы, приучили бы нас к порядку и мы бы жили сегодня так же хорошо, как живет Германия. Ваше мнение на этот счет?

- Мне кажется, что в настоящее время значительную часть молодежи мало интересует история вообще. Причины этого могут составить тему отдельной беседы. Что касается "немецкого порядка", то молодые люди, которые рассуждают подобным образом, наверное, бывали в Германии и судят по ней сегодняшней. Однако молодым людям, рассуждающим так, не мешало бы знать, что главным проводником немецкого порядка в годы войны являлся немецкий солдат и этот порядок насаждался насильственными методами. Он был предназначен лишь для 25 процентов населения Белоруссии. Остальные 75 процентов по плану колонизации восточнославянских народов должны были быть либо уничтожены, либо выселены с занимаемой территории, а их место заняли бы немецкие колонисты.

В годы войны в оккупированном Минске для немцев издавалась газета "Минскер Цайтунг". В 1942 году в ней был напечатан фантастический рассказ "Минск в 1967 году", содержавший немецкую мечту о том, каким будет наш город в дни "25-летия победы над большевизмом". Как бы мимоходом, как само собой разумеющееся, говорилось, что университет, к примеру, в 1967 году будет возглавлять бывший командир одной из частей вермахта, а бывшие солдаты станут владельцами крупных минских предприятий. Места для белорусов там оставлено не было. Кто поручится, что предки молодых людей, которым так хотелось бы жить "под немцами", не оказались бы в числе тех 75 процентов белорусов, которым были уготовлены депортация или физическое уничтожение?

- Люди, знающие историю войны только по книжкам Суворова-Резуна и подобных авторов, а таких, к сожалению, немало, считают, что в начале войны сопротивление врагу со стороны Красной Армии было очень слабым, советские войска в панике бежали. Как происходило на самом деле?

- Думаю, что острый интерес к "сенсационным" книгам Суворова уже спал. История все расставила по своим местам: и ошибки, и подвиги.

Что касается начала войны, то музейные экспонаты - это самые беспристрастные свидетели событий, они достовернее всего отражают то, что было на самом деле. Известна фотография, когда из развалин Брестской крепости выходит боец с куском белого полотнища в руках. Но сохранилась и часть крепостной стены с надписью, выцарапанной 26 июня: "Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом..." Мы показываем рядом фотографии разбитых, не успевших даже подняться в воздух советских самолетов, а таких в первый день войны в составе авиации Западного фронта было более 500, и экспонаты, рассказывающие о летчиках, совершивших тараны в первые часы войны...

Если бы наши войска в начале войны бежали от врага, не было бы 39 танков, подбитых под Могилевом советскими воинами только в одном бою 12 июля 1941-го и не был бы 13 июля 1941-го освобожден от врага город Жлобин, державшийся потом еще месяц.

Наконец, если бы Красная Армия бежала, то немцы осуществили бы задуманный Гитлером план "Барбаросса", - захватили бы, как намечали, в течение восьми недель европейскую часть СССР до линии Архангельск - Волга - Астрахань. Но ведь этого не произошло, они только в Белоруссии топтались два месяца.

- Некоторые наши ученые в последнее время священное для ветеранов название "Великая Отечественная война" заменяют другим - "Вторая мировая". Ваше мнение на этот счет?

- Думаю, что это еще не самое страшное. Следует только правильно употреблять эти два понятия: Великая Отечественная война являлась составной частью Второй мировой войны. Гораздо хуже, когда от названия "Великая Отечественная война" отказываются вообще, как это сделано, например, в одной из недавно вышедших работ белорусского историка. Он называет эту войну не иначе как немецко-советской. Но ведь это не просто жонглирование словами. На самом деле такое вольное перекраивание терминологии грозит перекраиванием самой истории. Получается, что Беларусь оказалась лишь жертвой, "третьей" стороной, она висела как бы в безвоздушном пространстве, ожидая своей участи. На самом деле наша республика была не только жертвой, но и активной участницей разгрома фашизма.

- Наша военная история не раз перелицовывалась, подгонялась вначале для прославления Сталина, затем Хрущева и Брежнева. Как музей стремится к тому, чтобы объективно, без "белых пятен" показывать историю войны?

- Вы знаете, за 30 лет работы в музее мне не приходилось слышать сетований ветеранов относительно показа "другой войны". Иногда, правда, бывают претензии несколько другого рода. Недавно, например, был задан такой вопрос: почему музей скупо рассказывает о том, как сражался в 1941-м Белорусский пограничный округ? Некоторые, к сожалению, забывают, что музей - это не учебник истории, где можно узнать о любом событии, и не художественный фильм, в котором эти события можно реконструировать. Музей может рассказывать о происходившем только в том случае, если у него есть соответствующие экспонаты. Что касается героизма пограничников, то нам приходится удовлетворяться тем, чем мы располагаем, - фотографиями вступивших в схватку с врагом на заставах и предметами военной археологии, найденными на местах боев.

Что касается "приглаживания" истории. С этим я могу согласиться. Еще лет десять назад в залах музея нельзя было увидеть предметы, показывающие, так сказать, лицо врага: обмундирование, личные документы немецких солдат и офицеров. Не отражались на наших стендах и деяния, если так можно выразиться, коллаборационистов. Почти ничего не было о военном быте гражданского населения, а уж тем более об изъянах партизанской борьбы, в частности несправедливых репрессиях со стороны некоторых командиров отрядов. Конечно, замалчивание всего этого шло во вред правде истории. И это касается не только музея, но и нашей исторической науки, но как только эти темы стали возможны в качестве объекта исследования, тотчас произошел перекос в другую сторону: лишь они стали вызывать интерес, все остальное как бы ушло в тень. Но, скажите мне, разве это главное в показе истории войны? Это ведь лишь часть, причем не самая главная и значительная.

- Какую работу проводит коллектив музея в связи с приближающимися двумя большими датами - 60-летием освобождения Беларуси и Победы в Великой Отечественной войне?

- В сентябре прошлого года, к 60-летию начала освобождения Беларуси, подготовили большую фотодокументальную выставку "Мы вернулись к тебе, Беларусь!" Это передвижная экспозиция, она экспонируется в учебных заведениях, воинских частях, музеях различных регионов республики.

Вообще "география" наших выставок в этом году вышла за пределы Беларуси. О нашей стране в юбилейный год ее освобождения хотят знать и в других странах. Недавно мы отправили выставку в Италию, сейчас готовим экспозицию для Армении.

Буквально на днях в музее прошел Международный конкурс детского рисунка "Моя земля, опаленная войной", на которой было представлено более 1.800 работ детей в возрасте от 5 до 15 лет из Беларуси, России, Украины и Болгарии. Сто лучших работ сейчас экспонируются в музее. Недавно мы открыли большую выставку из собственных фондов "Борьба и творчество народных мстителей", на которой представили свои уникальные коллекции партизанской стенной печати, рукописных журналов и листовок. Ко дню освобождения Минска развернем фотодокументальную выставку "Минск в дни войны и мира". Завершит эту юбилейную программу выставка из Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", открытие которой будет приурочено ко дню освобождения Бреста, 28 июля.

Но это только о выставках. Программа включает также многочисленные встречи с ветеранами, концерты. Недавно прошла научно-теоретическая конференция, посвященная юбилею освобождения, в которой приняли участие не только видные ученые-историки Национальной академии наук и вузов, но и студенты. Ну а завершим мы год своей юбилейной выставкой, посвященной 60-летию музея.

- Война длилась долгих 1.418 дней. Но в память всех, конечно, навсегда врезались ее первый и последний дни. Вы, насколько я знаю, много сделали для того, чтобы буквально по часам воссоздать первый день войны в Минске. Удалось ли собрать что-то новое об этом?

- Не только первый день, но и малоизвестные события первой недели войны. Удалось найти адрес семьи журналиста, корреспондента "Правды" в Белоруссии Петра Лидова, который в 1941 году вел дневник. Мы получили от его родственников интересные материалы. Принес в музей фотографию и биографию отца сын командира одной из минских групп по борьбе с авиадесантами противника, созданными 23 июня, - Эдуарда Соколовского. Приезжал в музей из Саратова Владимир Разин, один из воспитанников минских детских садов, которые удалось эвакуировать в город Хвалынск Саратовской области. Он написал об этом книгу и подарил ее музею. Самому ему было тогда 5 лет, но он собрал много материалов о детях, воспитателях.

Наконец, мы получили материалы из фондов музея Московского художественного театра, который приехал в Минск на гастроли буквально накануне войны и с большим трудом смог вырваться из горящего города. Вернувшись в Москву, артисты сдали увезенные с собой неиспользованные билеты. Сохранились и программы минских спектаклей, воспоминания участников тех "огненных" гастролей.

Поиск продолжается. Известно, например, что 23 июня были напечатаны обращение ЦК КП(б)Б и политуправления Западного фронта к минчанам и брошюры с речью В.М.Молотова, но найти их пока не удалось. Пользуясь случаем, обращаюсь к минчанам, пережившим оккупацию города, участвовавшим в его восстановлении, передать в музей все, что сохранилось об этом периоде в их семейных архивах.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter