14 октября Православная Церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы — первый осенний праздник, особо почитаемый христианами, считается одним из великих
В ОСНОВЕ его — предание о явлении Божией Матери в 910 году в Константинополе во Влахернском храме. Там хранились риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В то время при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии Византийская империя вела войну с сарацинами, и Константинополю угрожала опасность.
В воскресный день 1 октября (старый стиль) во время всенощного бдения Влахернский храм был переполнен молящимися. Жители Константинополя, возложив упование на Пресвятую Богородицу, молились Царице Небесной и Спасителю. Среди них был и Андрей, Христа ради юродивый — славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В четвертом часу ночи, подняв глаза к небу, Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Сопровождали Царицу Небесную святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом подошла к Престолу и продолжала свою молитву, закончив которую, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей и его ученик, блаженный Епифаний, с трепетом созерцали дивное видение. Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало…; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Заступничеством Божией Матери город был спасен, и враги отступили. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери.
Появление праздника на Руси, который отмечается Церковью и почитается с давних времен христианами, большинство исследователей связывают с именем князя Андрея Боголюбского. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений этого святого. В 1164 году Андрей Боголюбский одержал победу над врагами. А в 1165 году князем был построен храм Покрова на Нерли, под Владимиром, теперь всемирно известный по своим архитектурным достоинствам. Тогда же он установил в Русской Церкви и праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); позже царь Иван Грозный в Москве построил собор Покрова Божией Матери, известный как храм Василия Блаженного. В Беларуси в честь Покрова Божией Матери освящен храм в Крупках.
В ДЕНЬ Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли в храмы семьями, чтобы в молитве просить у Царицы Небесной защиты и помощи. Духовное содержание праздника в том, что Пресвятая Богородица постоянно молится за христиан. Где бы ни находились верующие, Ее божественный покров простерт над ними, Ее непрестанная молитва хранит их от бед, наделяет мудростью и дает силу нести свой крест.
На Руси это был первый осенний праздник, широко отмечавшийся в крестьянском быту и вобравший в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств, окутанный множеством традиций и поверий в честь окончания полевых работ и очень любимый православными христианами. В народе считали, что в этот день встречалась осень с зимой, и название также связывали с первым инеем, снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. К празднику Покрова крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм.
ПОСТЕПЕННО складывались народные традиции. Например, в этот день пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало. К празднику Покрова заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки пряли, вышивали, вязали под пение народных песен, колядок. Открывался и осенний свадебный сезон, так как этот праздник считали покровителем свадеб. Сельские девицы должны были непременно побывать в праздник Покрова в церкви и молиться о скорейшем замужестве. Перед иконою Покрова Богородицы ставили свечи и старались провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».
ВЕРИЛИ люди, что Покров содействует брачному союзу. И если на землю в этот день ляжет снег, то это предвещает много свадеб. Снег на Покров во время венчания тоже хорошая примета, предвещавшая счастье молодым. Еще в этот день девушки ткали полотно («покров») и старались закончить работу к концу дня. Готовые полотна они несли в церковь к иконе Покрова Пресвятой Богородицы и просили: «Матушка Богородица, покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее!»
К Покрову заканчивали ремонтировать избы. Считали, если на Покров истопить печь яблоней, то всю зиму в избе будет тепло. Обязательно к этому празднику в доме должен быть порядок. Люди собирали старые вещи и сжигали их, защищаясь от сглаза.
Дошли до нас и народные приметы наших мудрых предков.
По Покрову судили о погоде:
если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто —
к легкому году, а нечисто — к строгой зиме;
отлет журавлей на Покров — на раннюю и холодную зиму;
каков Покров, такова и зима;
если в этот день ветер с севера — быть холодной зиме,
с юга — будет теплой, с запада — к снежной,
ветер переменчивый — к зиме непостоянной.
Сложил народ и множество пословиц и поговорок, посвященных любимому празднику:
на Покров свадьба крепка;
на Покров натопи хату без дров;
Покров покроет землю — где листом, где снежком;
чини избу до Покрова, не то изба не будет тепла.
Подготовила Татьяна ПЕТРАШКЕВИЧ, «БН»