— В Беларуси на душу населения в начале марта приходился депозит в размере около 855 тысяч рублей и кредит почти на 590 тысяч. Чем обусловлена такая разница? Означает ли это, что банки недодают гражданам кредитов? Принятие каких законодательных актов может существенно повлиять на ситуацию?
— Я думаю, что не совсем корректно сравнивать эти два параметра. Объем привлеченных средств всегда будет больше выданных. К тому же, поймите, свободные деньги, которые можно разместить на депозит, есть почти у всех. Кредит же берет не каждый, а только тот, кто не накопил необходимой суммы, поэтому берет у банка в долг, чтобы потом постепенно вернуть.
По итогам первого квартала нынешнего года общий объем вкладов граждан увеличился до 8,3 триллиона рублей, кредитов — до 5,7 триллиона. Замечу, что за последние годы эти показатели существенно выросли. Это произошло за счет роста доверия к банковской системе, повышения прибыльности вкладов и расширения спектра кредитов.
Рост продолжится и в дальнейшем. Для банков физические лица по сравнению с юридическими — более дисциплинированные и выгодные клиенты. Поэтому, думаю, увеличение кредитования граждан в дальнейшем будет происходить более высокими темпами и, возможно, даже за счет уменьшения предоставления средств предприятиям. Мы только в начале этого пути. Но беспредельного роста, конечно, не будет. Кредит есть кредит, его нужно возвращать, причем с процентами.
Сегодня необходимо принять такие законы, которые стимулировали бы граждан к приобретению потребительских товаров, транспорта, жилья, других объектов. Это повысит уровень жизни населения и загрузит работой отечественные предприятия и организации, предлагающие гражданам товары и услуги.
— Многие банкиры утверждают, что сдерживающим фактором в наращивании кредитования являются, в частности, слишком короткие сроки вкладов по сравнению с кредитами. Насколько проект закона о гарантировании вкладов способен изменить это положение?
— Действительно, сегодня выдается много долгосрочных кредитов на жилье — на десять, пятнадцать, а то и сорок лет. А вклады у нас, как правило, на год-два, не более. В этой ситуации у банков существует проблема, где взять “длинные” деньги, чтобы выдавать населению такие долгосрочные кредиты.
На мой взгляд, решить эту задачу можно будет тогда, когда вступят в силу находящиеся в разработке проекты законов о пенсионных накопительных вкладах и системе строительных сбережений. В первом случае граждане смогут сами накапливать себе пенсию, во втором — накапливать в банке половину стоимости жилья, а на оставшуюся сумму получать кредит. Такие системы успешно функционируют в Германии и других странах. Элементы системы стройсбережений менее года назад внедрены в Беларусбанке.
Увеличить объем “длинных” вкладов, возможно, поможет и агентство по возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц, которое планируют создать Совет Министров и Национальный банк. В его фонд, как предполагается, все банки будут отчислять определенный процент привлеченных средств физлиц. Накопленные деньги в случае банкротства какого-либо банка пойдут на возврат средств вкладчикам.
Сейчас отечественным законодательством гарантируется возврат гражданам до 1 тысячи долларов на одного вкладчика в одном банке (независимо от количества открытых им счетов в этом банке). Помимо этого Декретом Президента Беларуси № 4 установлено, что в шести крупнейших отечественных банках вклады в иностранной валюте можно получить в полном объеме, независимо от размера вложений.
— Работа по созданию в нашей стране Бюро кредитных историй затянулась на несколько лет. Когда же появится соответствующий закон? Как он отразится на объемах кредитования населения?
— Проект закона мы отклонили. В первую очередь потому, что в нем предлагалось создать кредитное бюро в статусе ОАО. Мы же убеждены, что эта структура должна быть полностью государственной, именно государство должно гарантировать, что информация о кредитополучателе не будет раскрыта третьим лицам, не будет распространяться на дисках в подземных переходах, как это случилось в России.
В идеале кредитное бюро должно упростить предприятиям получение кредитов, уменьшить бумажную волокиту и денежные издержки. Работа этого бюро, полагаем мы, коснется и граждан. Однако информация о физических лицах будет поступать, видимо, только в случаях получения крупных кредитов, например, на сумму свыше 10 тысяч долларов.
— В парламенте готовятся проекты законов об ипотеке и строительных сбережениях. Когда наконец-то они будут приняты? Как это повлияет на темпы и структуру жилищного строительства?
— Проекты законов об ипотеке и стройсбережениях готовятся действительно давно. Они очень нужны. Но спешить не следует, иначе можем наломать дров, как это было в России. Необходимо, например, четко разобраться, какие объекты по ипотеке будут выступать в качестве залога. Квартира, которая строится, — это слишком мало. К тому же нужно создать некий подменный жилой фонд, куда, если будет принято соответствующее решение, будут переселять граждан, у которых из-за невозможности выплатить кредит будет изыматься залоговое имущество, в том числе квартира, дом.
Строительство жилья — это та проблема, которую, на мой взгляд, полностью и окончательно решить нельзя. Кажется, еще недавно кто-то ютился в маленькой квартире, сейчас же переехал в жилье побольше. Но и после этого каждому все равно хочется улучшить свои жилищные условия.
Благодаря ипотеке, то есть получению кредитов под залог недвижимости, а также стройсбережениям, о которых я уже говорил, население расширит свои возможности в финансировании жилищного строительства. Господдержка для инвалидов, многодетных, других категорий льготников в любом случае останется. Но в будущем постепенно доля бюджетных расходов в решении жилищной проблемы будет уменьшаться, а вклад банковских учреждений, выдающих гражданам кредиты, увеличиваться.
— Какие еще изменения в законодательстве о банках следует ожидать в ближайшее время гражданам?
— Банковский кодекс, в который относительно недавно были внесены изменения, определил общие условия функционирования субъектов банковского сектора. Поэтому готовящиеся законопроекты должны наполнить их конкретикой. Например, кроме названных документов в ближайшее время необходимо упорядочить условия использования электронной цифровой подписи (сегодня некоторые структуры, в том числе и в банковском секторе, ее уже используют.) Но какую она имеет юридическую силу, будет ли приниматься при рассмотрении спорных вопросов в суде — это и многое другое необходимо уточнить.
Надо разобраться и с рынком ценных бумаг, особенно корпоративными ценными бумагами. Прибыльные предприятия будут продавать свои ценные бумаги, юридические и физические лица смогут их покупать, получать доход.
Нужно развивать и страховые услуги. За рубежом некоторые страховые организации обладают большей финансовой мощью, чем банки. У нас же добровольное страхование населения находится, можно сказать, в зачаточном состоянии. Между тем население богатеет, покупает дорогостоящие товары, автомобили, жилье. А это значит, что у настоящего хозяина все должно быть застраховано. Конечно, страховые услуги пока обходятся недешево. Но чем больше будет клиентов, тем активнее страховые организации будут снижать свои тарифы.
Храни деньги дольше, бери больше
Новые законы помогут приумножить сбережения граждан и повысить доступность кредитов
От этого в конечном итоге выиграют и граждане, и отечественные предприятия, и организации, и государство в целом, считает председатель Постоянной комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Палаты представителей Национального собрания Беларуси Роман ВНУЧКО.