Храм за храм

Деревянные и каменные, большие и маленькие — каждый из них прекрасен по-своему. Сегодня трудно сказать, сколько церквей и костелов в республике уничтожили в 30—60-е годы прошлого столетия. Многие отводили под склады, клубы, музеи и другие помещения. Среди них были и такие, которые в нашей стране больше нигде не встречались, да и во всем мире их можно было по пальцам пересчитать. Храм в Марьиной Горке — тому пример. Правда, сегодня собор Успения Божией Матери можно увидеть разве что на рисунках и фотографиях. А он в свое время являлся воплощением духовности. Сюда наведывались прихожане со всей Марьиногорской округи.

В Марьиной Горке нет больше церкви Успения Божией Матери, зато есть — Александра Невского.

Деревянные и каменные, большие и маленькие — каждый из них прекрасен по-своему. Сегодня трудно сказать, сколько церквей и костелов в республике уничтожили в 30—60-е годы прошлого столетия. Многие отводили под склады, клубы, музеи и другие помещения. Среди них были и такие, которые в нашей стране больше нигде не встречались, да и во всем мире их можно было по пальцам пересчитать. Храм в Марьиной Горке — тому пример. Правда, сегодня собор Успения Божией Матери можно увидеть разве что на рисунках и фотографиях. А он в свое время являлся воплощением духовности. Сюда наведывались прихожане со всей Марьиногорской округи.

История храма Успения Божией Матери в Марьиной Горке коротка, как и жизнь человека. Именно поэтому она и представляет особый интерес. В 1859 году после окончания духовной семинарии в Минске настоятелем Покровской церкви в Новоселках стал молодой священник Фома Русецкий. С его именем как раз и связано строительство в Марьиной Горке вместо часовни каменного храма. Именно он и начал сбор пожертвований на благое дело, и первые деньги поступили от крестьян близлежащих волостей. Изначально храм задумывался как памятник отмене крепостного права. Однако произошедшее в Марьиной Горке в 1863 году шляхетское волнение внесло свои коррективы. В немилость к восставшим попал и священник Фома Русецкий. Его намеревались убить за то, что годом раньше он не поддержал и выступил против петиции о присоединении Минской губернии к Речи Посполитой. Как рассказывает летопись Новоселковского монастыря, крестьяне горой встали на защиту своего пастыря. И четверо из них были убиты, 10 — ранены. Поэтому возведением храма решено было увековечить и память об убиенных в тот трагический день крестьянах.

С еще большим рвением взялся священник из Новоселок за сбор пожертвований. В 1866 году он побывал в Казани, Нижнем Новгороде, Вильно и собрал 15000 рублей. С помощью министра внутренних дел Макова строительные материалы удалось заполучить бесплатно. Через пять лет был заложен фундамент. 8 лет велось строительство храма. И наконец в августе 1879 года его освятили именем Успения Божией Матери. Каменный и довольно вместительный, он по своему архитектурному стилю напоминал греческие церкви. Это сходство было вовсе не случайным: храм в Марьиной Горке возводился по проекту греческой церкви Святого Дмитрия в Санкт-Петербурге (последняя же по своему внешнему виду была очень похожа на всемирно известный собор Святой Софьи в Константинополе).

Пятиглавая церковь Успения Божией Матери стояла на возвышенности, что придавало ей неповторимую красоту. Она имела три входа: первый — со стороны железной дороги, для простого люда; второй — со стороны техникума, для студентов; третий — из поместья, для семьи Макова. За храмом стояла часовня, из которой в него вел подземный ход. Предполагается, что им с собором было связано и поместье графа. Богатые убранство и роспись культового сооружения подчеркивали его значимость. В начале прошлого века при храме создали особый приход. Неотъемной и очень важной частью жизни Марьиной Горки до конца 20-х годов оставался крестный ход, в котором принимали участие жители шести близлежащих приходов.

И только в 30-е годы XX века здесь прервалась церковная жизнь. Свидетели вспоминают, что изначально местные безбожники решили приспособить собор под клуб. Замазывали фрески, белили стены, но лики святых проявлялись один за другим. Наконец им удалось довести задуманное черное дело до конца. Но как ни старались, хорошего звучания музыкальных инструментов в новоявленном культурном учреждении так и не добились. Тогда была предпринята попытка переоборудовать бывший храм в зернохранилище. Но из этой затеи тоже ничего не вышло — в первый же год хранения зерно сгнило. Тогда «непокорную» красавицу-церковь взорвали. (Такая же участь в 1961 году постигла и церковь Святого Дмитрия в Ленинграде. На ее месте шесть лет спустя было построено здание Большого концертного зала «Октябрьский».)

Марьина Горка навсегда потеряла архитектурный памятник греческого зодчества, который в свое время и представлял собор Успения Божией Матери. К счастью, церковная жизнь здесь восстановилась: недавно Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил в райцентре церковь Александра Невского.

Николай ГРИГОРОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter