В Беларуси концы с концами не могут свести около 200 сельхозпредприятий

Хозяйства с долгами продаются. Но не покупаются

В МАЕ этого года на сайте Минсельхозпрода с подачи Брестского облисполкома опубликовано объявление о продаже инвесторам двух неплатежеспособных сельхозпредприятий Ивановского района — СПК «Октябрь-Агро» и ОАО «Боровица». Понятно, что на продажу выставлялись не самые лучшие хозяйства. Они уже не могли сводить концы с концами. За первым на начало года было закреплено почти 4,9 тысячи гектаров сельхозугодий, в том числе 2448 — пашни. На 1 апреля стоимость основных средств составляла свыше 88 миллиардов рублей, чистых активов — почти 71 миллиард. Кредиторская задолженность на то время составляла почти 31,4 миллиарда рублей. 



Не лучше обстояли дела и в акционерном обществе «Боровица». Не давали должной отдачи сельхозугодья, крупный рогатый скот, не хватало денег на решение производственных задач. Донимали долги. О прибыли не могло быть и речи. За первый квартал хозяйство задолжало 350 миллионов рублей, а его кредиторская задолженность превышала 45 миллиардов рублей. 

После публикации объявления прошло почти четыре месяца. Времени для инвесторов достаточно, чтобы приглядеться и при желании начать оформлять документы на выкуп хозяйств. Но, как рассказали в райсельхозпроде, ими интересовались только раз. Звонил представитель одной из иностранных компаний. Получив, однако, полную информацию о специализации, производственных показателях, социальных требованиях, положил трубку. Больше желающих приобрести сельхозпредприятия не оказалось. Даже несмотря на предоставление льгот. 

Теперь эти хозяйства живут, как и в начале года. Полагаю, не шикуют. Но так бесконечно дышать на ладан они не смогут. Без инвестора, присоединения к более крепкому предприятию, им не обойтись. Иного не дано. Главное, чтобы при брачном союзе по расчету никто не остался внакладе — ни работники сельхозпредприятий, ни инвестор. Иначе в чем тогда смысл присоединения? Разве что для статистики – сокращения количества убыточных сельхозпредприятий. Но это не выход из положения. В Минской области, например, на начало года за инвесторами числилась примерно пятая часть сельхозорганизаций. Но не во всех случаях они работали с прибылью. За январь—ноябрь прошлого года, например, производство продукции сократилось более чем в двух десятках таких хозяйств. 

Сегодня концы с концами в республике не могут свести около 200 сельхозпредприятий — примерно 13 процентов общего количества. Это с учетом поддержки государства. Если ее не брать во внимание, то количество таких хозяйств, по данным Национального статистического комитета, возрастет до 950, а сумма их чистого убытка будет оцениваться примерно в 2,3 миллиарда рублей. 

Пусть, однако, эта цифра не удивляет. Если бы сельхозпредприятия имели возможность продавать свою продукцию по свободным, более высоким рыночным ценам, то крупная господдержка им не понадобилась бы. 

Основная причина низкой эффективности и неплатежеспособности — невысокие надои и товарность молока, низкие привесы скота, урожайность сельскохозяйственных культур, кормовых угодий. При полугодовых надоях молока от коровы 800, 1000 килограммов и даже больше, а по результатам работы за шесть месяцев были и такие, не разбогатеть. Из 118 районов только в 48 продуктивность дойного стада в январе—июне была выше среднереспубликанской. И хотя таких официальных данных за восемь месяцев нет, но, уверен, они не намного будут отличаться от полугодовых. За такое короткое время коренным образом ситуацию в отрасли не поменять. Эти 48—50 районов во многом определяют ситуацию в  молочной, да и других отраслях сельского хозяйства. Некоторые хозяйства уже привыкли жить за бюджетный счет, полагая, что им обязательно помогут. Благополучие сельхозпредприятий во многом зависит от количества получаемой продукции, ее качества, себестоимости, работы руководителей и специалистов и погодных условий. Каждый из этих факторов на  конечный результат работает по-своему. В 2010 году, например, хозяйства выручили более 16 триллионов рублей, в следующем — почти 30 триллионов, в 2012-м — 60,3 триллиона, 2013-м — 67,6 триллиона и в прошлом – 83,5 триллиона рублей. Чистая прибыль за это время возросла с 1313 миллиардов до 4970 миллиардов рублей. Но вырученных денег хватило не всем.  За прошлый год не получили прибыли около 180 хозяйств. Их минус равен 1900 миллиардам рублей убытков. Что ждет неплатежеспособных? Ничего хорошего, то что и  два названных в начале этих заметок ивановских сельхозпредприятия. И надо ли поддерживать тех, кто сам хочет упасть? Это, по-моему, попусту тратить силы и средства.

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter