«Хозяйка в отдаленном селе первым делом спросила, голодна ли я…»

Председатель Солигорского райсовета Лидия КЛИШЕВИЧ — о воспитании рублем, порядке на земле и неравнодушии к чужой судьбе.

— Лидия Анатольевна, в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент страны Александр Лукашенко отметил, что эффективность власти не в последнюю очередь зависит от компетентности самих проводников государственной политики. А любой работник госорганов персонифицирует власть, и по его отношению к людям народ судит о власти в целом. Поэтому сегодняшний разговор хочется начать вот с чего. Председателей сельсоветов, конечно, избирают депутаты. Однако думается, и райсовет не остается в стороне от этого вопроса, предлагает наиболее достойные кандидатуры. Из каких критериев оценки людей вы исходите, когда выдвигаете их на руководящие должности?

— Начну с примеров. У нас в Зажевичском сельсовете был председатель, который не справлялся со своими обязанностями. Встал вопрос о его замене. Из депутатов данного сельского Совета желающих стать руководителем не нашлось. И тогда мы пошли на такой шаг. Исполнять обязанности председателя сельского Совета депутатов стал его заместитель, а и. о. председателя сельисполкома назначили Надежду Шуневич. Она хоть и жила в городе, но имела сельскохозяйственное образование, хорошо знала проблемы сельчан и, самое главное, была человеком неравнодушным, стремящимся всегда и во всем помочь людям. Вот именно благодаря этим качествам она сумела разрешить многие вопросы жителей сельсовета. Поэтому на очередных выборах в местные Советы ее охотно избрали депутатом, и она возглавила сельсовет.

Председателем Краснодворского сельского Совета депутатов стал Сергей Солодуха. Считаем, что он заслужил эту должность благодаря тому, что прошел хорошую школу райисполкома, работая в идеологическом отделе.

— Вы несколько лет возглавляли городской Совет депутатов. А потом пришлось еще дополнительно взяться и за сельские проблемы. Сложно ли было перестраиваться?

— Сама я родом из деревни. Работая в райпотребсоюзе, хорошо изучила свой район, знала особенности большинства населенных пунктов. С самого начала в должности председателя районного Совета депутатов старалась каждый день побывать хотя бы в одной деревне. И одновременно поставила цель активизировать работу райсовета, сельсоветов, депутатов всех уровней.

— И все же на каком вопросе сельской жизни вы акцентировали внимание в первую очередь?

— Работать с землей мы умеем, а вот порядок на ней навести можем не всегда. Поэтому вместе с исполнительной властью взялись за эту проблему, и сейчас наши населенные пункты смотрятся значительно лучше, чем четыре с лишним года назад. То же самое можно сказать и о землях вокруг города, на которых чередовались в беспорядке огороды и заросшие сорняками участки. Их облагородили, передали сельхозпредприятиям, и теперь, подъезжая к Солигорску, любо-дорого смотреть на окрестности.

— Вы, как председатель районного Совета депутатов, курируете вопросы развития личных подсобных хозяйств на селе. Скажите, какие тенденции сейчас наблюдаются?

— Все сельхозпредприятия поддерживают подсобные хозяйства, выделяют корм для животных. Причем, чтобы не отвлекать сельчан от работы в общественном секторе, сено для личных коров не только заготавливают силами сельхозпредприятий, но и доставляют за умеренную плату уже прессованное прямо ко двору. Сельчане также имеют возможность купить зерно для кормления скота.

В районе, как и повсеместно, количество животных на подворьях уменьшается. Год назад личных коров было около двух тысяч, а теперь на триста с лишним меньше. Население сокращается. А в каждом магазине можно без проблем купить любые молочные продукты.

Вместе с тем есть люди, которые держат немало живности. Например, у жительницы деревни Драчева Людмилы Вовны четыре коровы, и, сдавая молоко, она имеет немалый дополнительный доход.

— Лидия Анатольевна, вы часто ведете прием по личным вопросам. Скажите, с какими проблемами люди чаще всего приходят, что их волнует?

— К моему огромному огорчению очень часто приходится вникать в споры между соседями. Я с детства привыкла, что люди, которые в деревне живут рядом, помогают один другому, поддерживают друг друга. А сейчас почему-то бывает, что прожившие рядом не один десяток лет начинают ругаться из-за мелочей: то ветка от соседской вишни затеняет огород, то спорят из-за нескольких сантиметров межи.

Из серьезных вопросов хочется отметить требования людей к качеству дорог на селе, их своевременному грейдированию. Более того, поскольку резко возросло количество личных автомобилей у сельчан и их городских родственников, то люди хотят, чтобы чуть ли не все дороги, даже к малым населенным пунктам, были заасфальтированы...

— Несомненно, главные производственные и социальные вопросы решаются в агрогородках, больших и средних деревнях. Но ведь есть еще и немало маленьких населенных пунктов, где живут преимущественно старики, и о них тоже не надо забывать.

— Бесспорно. И я по мере возможности стараюсь там бывать. Знаете, в отдаленных деревнях отдыхаю душой. Ведь там нет шума, суеты. И люди какие-то более сердечные, что ли. Как-то, будучи в такой деревне, зашла в один дом. Так хозяйка меня очень радушно встретила. И первым делом спросила, ела ли я. Я, конечно, была сыта, но все равно присела за стол, чтобы по душам поговорить с женщиной.

Во все отдаленные деревни ходят автолавки. Там бывают почтальоны, медработники.

— Хочется затронуть и такую проблему, как пьянство на селе. Насколько она, на ваш взгляд, актуальна? Почему так трудно бороться с этим злом?

— Я думаю, что это самый страшный бич для всего общества. К огромному сожалению, пьют сельчане много, часто не зная меры и не всегда качественные напитки. Способствует пьянству на селе и нехорошая традиция рассчитываться спиртным за оказанную на подворье помощь. Да, мы с этим боремся. Людей, злоупотребляющих алкоголем, направляем в ЛТП. Но, как показывает практика, возвращаясь оттуда, многие снова берутся за старое. Гораздо более эффективный метод — кодирование. Конечно, это стоит денег, которых у пьющих людей нет. Поэтому всячески приветствуется кодирование за счет сельхозпредприятий.

В одном из отдаленных сельхозпредприятий района обстановка с пьянством была очень тревожной. Поэтому председатель райисполкома Александр Римашевский, когда пришел на эту должность, лично вмешался в ситуацию, потребовал от руководства хозяйства применить все способы для ее изменения. И дело поправилось.

— В продолжение темы хочется затронуть вопрос неблагополучных семей. Помогает ли в решении этой проблемы широко обсуждаемый в обществе Декрет № 18 главы государства?

— Конечно, этот документ сыграл огромную роль в борьбе с нерадивыми родителями. Он показал тем, кто полагал, что будет пить и не заботиться о детях, это  с рук не сойдет. А в качестве одной из практических мер по реализации Декрета стало закрепление депутатов всех уровней и работников райисполкома за неблагополучными семьями. Я сама патронирую несколько таких семей, регулярно их посещаю. И, отмечу без преувеличения, люди чувствуют, что находятся под постоянным контролем, поэтому употребляют спиртное значительно меньше, чем раньше.

— Лидия Анатольевна,  существуют ли проблемы на селе, которые решить непросто?

— К сожалению, да. Вот, например, в крупных населенных пунктах сносятся старые дома, а на их месте возводятся новые. Затем встает вопрос прокладки водопровода. Надо вносить личные деньги. Новоселы, а это, как правило, люди молодые, только за. А пожилые, проживающие по соседству в старых домах, часто против, считая, что их век недолог, поэтому и деньги тратить нет смысла.

Или возьмем благоустройство. Мы хотим, чтобы каждый дом на селе был огорожен красивым забором. Говорим об этом всем жителям. Одни соглашаются, а другие заявляют, мол, вам надо, так и делайте.

А еще меня тревожит проблема так называемых перекати-поле. Это люди, которые, пожив в одной деревне и часто приведя в неприглядное состояние выделенный им дом, перебираются в другое, а затем и третье хозяйство, пользуясь тем, что рабочих рук на селе не хватает...

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter