Хозяин пущи и Голливуд

Книжный навигатор

Вячеслав Семаков, Николай Бамбиза. Дед Мороз и его родня. Минск, Мастацкая лiтаратура, 2008.


Вообще, любая книга о традициях празднования Нового года и Рождества по определению интересна. А эта еще и связана с белорусским Дедом Морозом, который, как известно, поселился в Беловежской пуще. А к пуще имеют прямое отношение оба автора книги: Николай Бамбиза — генеральный директор этого национального парка, и Вячеслав Семаков — заместитель по научно–исследовательской работе. Поэтому кому как не им знать, как обустроился главный новогодний персонаж. А заодно, как живут его «коллеги» из других стран и даже веков. О том, что в Копенгагене проходит ежегодный конгресс Санта Клаусов и Дедов Морозов, о том, как Дед Мороз побывал «врагом народа», и о судьбе поэтессы, написавшей текст знаменитой песни про елочку. Список имен экзотических Дедов Морозов тоже удивит. Например, в Камбодже к деткам приходит Дед Жар, в Панаме — Папай, а в Афганистане — вообще Баба Чагало... Не менее интересен список подарков, которые заказывают нашему беловежскому Деду Морозу. Фантазия соотечественников варьируется от кухонного комбайна до костюма паука. Кто–то попросил «помахать рукой по ТВ», а кто–то «индексации вклада, сгоревшего в результате инфляции». В книге множество иллюстраций. Так что она сама по себе — новогодний подарок.


Рэй Брэдбери. Давайте все убьем Констанцию. Санкт–Петербург, Домино. Москва, ЭКСМО, 2008.


Прямо на обложке написано, что эта книга достойна включения в брэдбериевский канон... Если считать каноном «Вино из одуванчиков» и «451° по Фаренгейту», то этот роман нужно приставлять к ним где–то сбоку, в незаметном месте. Симпатии почему–то не вызывает ни один из героев. Констанция Раттиган, кинозвезда со странностями, живет в домике на берегу океана, пьет, курит, очень любит плавать с тюленями, а еще она неравнодушна к славе. Сколько ей лет, так и не становится понятно. Снималась вроде еще в немом кино... Дамочка из тех, о которых говорят — в молодости она съела в театре полтруппы, и теперь, когда улыбается, у нее изо рта торчат чьи–то ноги. Героиня получает по почте свою старую адресную книжку с подозрительными крестиками напротив фамилий и решает, что это предупреждение — ее хотят убить. Собственно говоря, есть за что. Герой, от имени которого ведется повествование, этакий повзрослевший, но не сильно поумневший Дуглас из «Вина из одуванчиков», влюбленный в Констанцию, начинает расследование во имя ее спасения. Он посещает адреса из книжки, узнавая новые и новые отвратительные подробности из биографии кинодивы, а между тем ее выживших жертв кто–то убивает. Потом начинаются философствование о природе искусства и попытка свести роман к символам. Констанция, бедняжка, просто запуталась в ролях, потеряла за многочисленными масками себя. Вот и ищет. И все это как–то пунктирно, этюдно, на фоне хемингуэевских мачовских «Распотроши мою шарманку, если я сфальшивил! — Ты пьешь водку, а писаешь яблочным соком. Я тебя раскусил». В общем, конечно, это литература, талант пальцем не размажешь, но когда жена главного героя отвешивает ему в финальных строках пощечину, мне искренне хочется к ней присоединиться.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter