Хозяин, не зевай!

В Беларуси чаще всего угоняют «Фольксвагены» и «Ауди», но практически не трогают «Москвичи–2141»
В Беларуси чаще всего угоняют «Фольксвагены» и «Ауди», но практически не трогают «Москвичи–2141»

Без машины сейчас как без рук. Но, покупая себе автомобиль, мы приобретаем и лишнюю головную боль — как обеспечить сохранность «железного коня». И эта головная боль тем сильнее, чем престижнее модель авто...

Кражи и угоны автомобилей — явление интернациональное, от которого не застрахована ни одна страна. Другое дело, что вкусы охотников за чужими «колесами» и масштабы их притязаний имеют определенные особенности и различия.

Скажем, в США, где граждане позиционируются Голливудом как эталон патриотизма, а местный автопром считается одним из национальных символов, тем не менее в рейтинге популярности лидируют японские машины. Их весьма активно приобретают среднестатистические янки, но столь же рьяно «японок» и воруют. В безусловных лидерах по угоняемости там до последнего времени числились 10 — 15–летние «Хонды» и «Тойоты», которые привлекали преступников прежде всего своими агрегатами, поскольку модели уже сняты с конвейера и на рынке запчасти к ним пользуются достаточно высоким и устойчивым спросом. Однако недавно проявилась еще одна тенденция: американские исследователи установили, что в прошлом году в их стране самым лакомым для воров оказался шикарный «Ниссан–Максима» одно–двухлетней «выдержки». Эксперты полагают, что произошло это после того, как производители оснастили этот автомобиль недешевыми ксеноновыми фарами.

А вот в соседней России, по данным газеты «Новые Известия», угонщики уважают в основном продукцию немецких автоконцернов: в пятерку самых угоняемых иномарок там входят «Ауди», БМВ и «Фольксваген». К группе риска относится также весь модельный ряд «Мерседеса» и джип БМВX5. Российские автоворы, специализирующиеся на иномарках, чаще всего прибирают к рукам достаточно новые машины, но отнюдь не брезгуют и подержанными «Ауди» — для последующего «демонтажа» на запчасти. Реже угоняются «навороченные» автомобили представительского класса, с которыми работают настоящие воровские асы и, как правило, только под заказ. Впоследствии их перегоняют куда–нибудь на край света и там аккуратно легализуют.

Японские машины, в России не менее популярные, чем в США, угонщиков интересуют значительно меньше: в Москве, скажем, из общего количества похищаемых автомобилей они составляют лишь 1 процент. И в этом проценте в основном фигурируют «Хонды» и «Мицубиси».

Зато, как ни странно, российские преступники всегда «благосклонны» к автомашинам местного производства: они угоняются нынче практически в каждом втором случае. Объясняется подобный факт элементарно: перебить номера у любой модели Тольяттинского завода не сложнее, чем забить гвоздь в доску...

Ну а как выглядит ситуация с угонами в Беларуси? Всего сегодня в стране насчитывается более 2 миллионов автомобилей и мотоциклов, находящихся в частной собственности. При этом в прошлом году, по информации УИОС МВД, было похищено более 3 тысяч автомобилей, из которых около 60 процентов были разысканы сотрудниками милиции и возвращены законным владельцам. Только в Минске еженедельно угоняется около 10 автомобилей. Самыми привлекательными у нас для воров машинами являются «Фольксвагены» и «Ауди» в «возрасте» 7 — 12 лет. Периодически хозяева недосчитываются своих подержанных «Мерседесов–124». Подобный рейтинг предпочтений связан, пожалуй, с тем, что вышеперечисленные иномарки являются фаворитами на белорусском рынке по цене, качеству и доступности запчастей.

Из автомобилей российского производства крадут в основном «Жигули» классических моделей — «копейки», «шестерки» и т.д. Правда, подавляющее большинство таких машин быстро обнаруживается — в первую очередь потому, что их угоняют чаще всего не профессионалы, обуреваемые коммерческим интересом, а юные шальные «герои», жаждущие «всего лишь» прокатиться с ветерком. Ну а спокойнее всех могут спать владельцы «Москвичей–2141»: в стране их крадут не более 5 штук в год.

Самые новые из украденных иномарок немедленно перегоняются за пределы Беларуси — в основном, на бескрайние просторы матушки России. Их более старшие собратья оперативно «препарируются» и уже в разобранном виде попадают на рынок бэушных запчастей.

Видимо, отнюдь не блестящее финансовое положение сдерживает воров от поставленных на поток угонов новых дорогих иномарок. Ведь для того, чтобы украсть престижный автомобиль, примитивной отмычкой не отделаешься, потребуется дорогое оборудование — скажем, специальный сканер, считывающий код сигнализации, на «черном» рынке тянет где–то на 5 — 6 тысяч долларов.

А вот проблема, которая, по крайней мере, до недавнего времени была для нас достаточно актуальной, — это так называемые лжеугоны прокатных автомобилей. Например, человек берет в Минске напрокат авто, выезжает в Россию и там заявляет в милицию, что у него машину угнали. А потом возвращается обратно в Минск и предъявляет в прокатной фирме справку о том, что где–нибудь в Белгороде возбуждено уголовное дело по факту кражи автомобиля, который на самом деле давно продан криминальным купцам. Впрочем, наши правоохранители достаточно быстро разобрались в ситуации и не позволили расцвести подобным махинациям.

Вообще, по мнению специалистов, чтобы обезопасить собственные машины, большинству наших автолюбителей достаточно будет оснастить их хотя бы простейшими системами сигнализации стоимостью от 30 долларов. Не помешает дополнительно установить некую потайную кнопку, размыкающую электрическую цепь, а также механический блокиратор типа «мультлок». Ведь у нас подавляющее большинство украденных машин как раз не было оснащено никакими средствами защиты.

Совершенно нелишним будет промаркировать основные узлы и элементы автомобиля. Процесс этот совсем не хлопотный, но очень эффективный: промаркированную машину, если она угнана, смогут легко обнаружить, даже если она покинула пределы Беларуси.

Что касается дорогих радио– или спутниковых систем навигации, то у нас, как показывает практика, такими приборами безопасности оснащаются в основном только прокатные автомашины. Хотя, откровенно говоря, сегодня уже и против такого высокотехнологичного оборудования разработаны «противоядия». Да в конце концов, машину могут просто загнать в трейлер, где глушатся любые сигналы, и там уже спокойно разбираться с защитой.

Впрочем, задумываясь о сохранности своего автомобиля, нелишне помнить и об элементарных правилах безопасности. Например, оставляя машину без присмотра даже на короткое время, обязательно ставить ее на сигнализацию. Никогда не оставлять в салоне вещи, потенциально привлекательные для преступников: бумажник, магнитолу, документы и прочее. Не передавать ключи от замка зажигания малознакомым людям. В случае угона не медлить и срочно звонить по 02. Конечно, даже при неукоснительном выполнении всех вышеперечисленных рекомендаций никто не даст стопроцентной гарантии неуязвимости вашей автомашины. Но и облегчать работу преступникам собственной беспечностью тоже не стоит...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter