Как была раскрыта одна из первых группировок черных риелторов

Хозяин лишний

В 90-е годы прошлого столетия лишиться квартиры можно было разными способами. Кого-то ставили на счетчик и заставляли рассчитываться жилплощадью. Некоторые становились бомжами в результате сомнительных сделок с собственными квадратными метрами. На просторах СНГ работали целые синдикаты по отъему недвижимости. Одна из таких преступных банд попала в поле зрения Могилевского УБОПа в 1999 году.


Труп 35-летнего могилевчанина нашли в Шклове. То ли сам повесился, то ли помогли уйти из жизни. Валерий Красовский, в то время старший следователь УБОП, а сейчас — майор милиции в отставке, вспоминает:

— С одной стороны, по всей квартире обнаружилось много следов крови, будто человек от кого-то убегал, а его догоняли и били. С другой — у него была очень веская причина свести счеты с жизнью: еще недавно владел шикарной трехкомнатной квартирой в Могилеве, жил там с гражданской женой и общей десятилетней дочкой. И вдруг проснулся в райцентре в однушке барака с удобствами на улице. Мог, конечно, наложить на себя руки от безысходности. 

Милиционеры заинтересовались, при каких обстоятельствах человек оказался в такой ситуации, вышли на тех, кто оформлял документы. Стали известны имена и фамилии участников банды из четырех человек в возрасте 25—30 лет, все были жителями Могилева. У троих имелись высокопоставленные родственники. Только четвертый участник группировки, по документам безработный, был из простых, без роду без племени. Черным риелторам активно помогала молодая нотариус — за определенное вознаграждение оформляла документы. Квартиры приобретались на подставных лиц, часто случайных. За предоставление паспорта для сделки им платили по 50 долларов. Затем недвижимость перепродавалась добросовестным покупателям, не подозревавшим о происхождении выставленных на продажу квартир. 

Вскоре выяснилось, что за неполные два года компания провернула около восьмидесяти подобных операций. А образовалась группировка с четким распределением обязанностей в 1998 году. 

Выселяли риелторы всех подряд. Многодетную семью перевезли из четырехкомнатной квартиры новой планировки в двухкомнатную хрущевку, доплатив всего 100 долларов. Причем несчастные были так запуганы, что позже даже не жаловались, уверяли, что так им лучше, заявление в милицию не подавали, как их ни уговаривали. 

Еще у одной могилевчанки купили городскую недвижимость за 300 долларов, переселив бывшую владелицу в глухую деревню. Та тоже клялась и божилась, что ей очень нравится на свежем воздухе и к своим обидчикам претензий не имеет. 

А пенсионерка однажды утром проснулась в баньке в Витебской области. Помнила только, что вчера пила с кем-то чай и ела тортик. Позже в суде всплыл такой факт: всем владельцам квартир, перед тем как заставить их поставить подпись на договоре купли-продажи, подливали какое-то вещество. В результате на них накатывало безразличие, они видели все как в тумане, а позже почти ничего не помнили. 

Конечно, далеко не все жертвы преступников оказывались такими сговорчивыми. Некоторые все же сопротивлялись. Одного заволокли в лес и жестоко избили. Другого привезли в безлюдное место, приставили к голове пистолет, выстрелили. В результате он оглох на одно ухо. Понятно, что напуганные до смерти граждане безропотно потом отдавали свои «гнездышки». 

Еще одного «упрямца» отправили в ЛТП. А когда он вернулся в свою квартиру, то увидел, что там живут незнакомые люди. 

Только четверть потерпевших — около двадцати человек — позже написали заявления в милицию, причем двое из них — под давлением своих близких. «Слишком настойчивая» дочь одной из пенсионерок рассказывала, что однажды ее окружила толпа бритоголовых прямо возле детского сада, откуда она забрала ребенка. Угрожали, заставляли убедить мать забрать заявление. Было страшно, но она взяла себя в руки и ответила преступникам, что, даже если они с ней что-то сделают, им не уйти от расплаты. Только после этого они отступили. 

Следы многих потерпевших вообще затерялись. Восемь человек якобы выехали из Могилева в Казахстан, Брест, Гродно, несмотря на то, что родни там не имели. По месту назначения ни один из них не прибыл. Валерий Красовский предполагает, что всех их давно уже нет в живых, однако тела не найдены... Хотя не исключено, что возмездие еще настигнет преступников: сегодня раскрывается немало тяжких преступлений прошлых лет. 

Практически всех участников преступной группировки удалось задержать. Скрылся только один. Он был объявлен в международный розыск. Однако найти беглеца не удалось. 

Зато его компаньонов судили. Они получили разные тюремные сроки. Нотариус за подделку документов лишилась практики, но осталась на свободе — попала под амнистию. Во-первых, к тому времени, когда состоялся суд, она забеременела, во-вторых, на заседании твердила: 

— Не знаю, не помню, осознала, больше не буду. 

К  сожалению, большинству потерпевших не удалось вернуть свои квартиры: их приобрели добросовестные покупатели, заплатив немалые деньги. Только гражданской жене повесившегося в Шклове мужчины досталась незавидная недвижимость в райцентре, в которую его насильно переселили. Пришлось ей туда переехать вместе с дочерью. 

Но даже на этом история не закончилась. Отбыв наказание, преступники вышли на свободу. И вдруг в 2005 году майор милиции Валерий Красовский увидел в одной из могилевских газет объявление, что предприниматель и студент из этой группировки вновь разыскиваются правоохранительными органами за аналогичные преступления. Впрочем, это уже другая история. 

Валерий Красовский подводит итог:

— Конечно, в отличие от вымогателей и «держателей крыш» черных риелторов окончательно победить не удалось. Уголовные дела на них заводятся и в последнее время. Незаконные сделки с чужими домами и квартирами распространены до сих пор во многих странах. Причем решаются иногда на подобный вид мошенничества даже люди, не имеющие отношения к преступному миру, — друзья, родственники, знакомые владельцев недвижимости. Слишком высоки ставки. Однако и нам, первым в стране борцам с оргпреступностью, удалось сделать немало: раскрыть самые распространенные механизмы обмана, используемые криминальными продавцами квадратных метров, обратить внимание на проблему, благодаря чему в стране усовершенствовались законы. Сегодня отобрать жилье у человека гораздо сложнее, чем в те годы, да и ответственность за подобные преступления предусмотрена гораздо серьезнее. 

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter