ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» выпускает до двухсот наименований консервированной продукции.
– ПРОДУКЦИЯ Быховского консервно - овощесушильного завода — это полный набор всех полезных веществ, которые необходимы организму человека, — утверждает начальник отдела консервирования РУП «НПЦ НАН Беларуси по продовольствию» Людмила ПАВЛОВСКАЯ. Людмила Михайловна знает, что говорит: она несколько раз в составе группы специалистов Научно - производственного центра выезжала на предприятие. Ученые и практики подготовили для заводчан пять технологических инструкций и шесть дополнений к ним, помогли разработать семь новых видов консервов и 170 режимов стерилизации, задали оптимальные параметры технологических процессов. Эта «революция» в технологии понадобилась предприятию после завершения на нем масштабной реконструкции, она длилась с 2006-го по 2010 год. В осуществление проекта вложено около 60 миллиардов белорусских рублей. Второе рождение предприятия, которое впервые вступило в строй в далеком 1954 году, состоялось в марте 2006-го. Указом Президента Республики Беларусь № 156 «О мерах государственной поддержки организаций, производящих плодоовощные консервы» ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» определено базовым предприятием по производству плодоовощных консервов в Могилевской области.
Новые технологии
После завершения реконструкции Быховский консервно-овощесушильный завод — совершенно новое современное предприятие, на котором установлено оборудование ведущих европейских фирм. Например, для производства соков приобретены трубчатый подогреватель TECMON (Италия) и гомогенизатор АРД-5 (Украина). Стерилизационное отделение оборудовано непрерывно действующим туннельным пастерилизатором FENKO и девятью горизонтальными автоклавами фирмы PANINI с программным управлением, что позволяет значительно сократить расход воды, пара и электроэнергии. Приобретены также новая этикетировочная машина LANGUT, узел по пневматической очистке лука TECNOCEAM, другое высокоэффективное оборудование. Для производства соков и нектаров используется специально подготовленная вода, которая проходит двухуровневую очистку и обеззараживание на специальном оборудовании.
Новое оборудование предусматривает и новые технологии, эффективное использование ресурсов. К примеру, в горизонтальном автоклаве фирмы PANINI за одну автоклавоварку можно стерилизовать 3—4 тысячи банок в зависимости от объема тары, тогда как в обыкновенном, вертикальном автоклаве их стерилизуется только 1—1,5 тысячи.
— На предприятии внедрены и сертифицированы система менеджмента качества ISO9001, — подчеркивает Людмила Павловская, — и система качества и безопасности на основе принципов НАССР, внедрена система управления охраной труда. Здесь трудятся опытные, ответственные, технически грамотные специалисты. На предприятии свои традиции, своя производственная школа, прошедшие проверку временем, ведь ему 57 лет.
Всего хочется попробовать
— Наша плодоовощная продукция считается одной из лучших в Беларуси, — подчеркивает заместитель директора завода по экономике Людмила Вашкевич. — А особенно нравится потребителям консервированный зеленый горошек. Он и заграничному покупателю пришелся по вкусу. Наша торговая марка «Хозяин-Барин» достаточно известна.
Ассортимент продукции, выпускаемой предприятием, насчитывает около 200 наименований. Это плодоовощные консервы, соки, нектары, конфитюры, джемы, повидло, варенье, соусы и кетчупы, закусочные, обеденные, натуральные консервы, маринады...
Примечательно то, что большинство консервов — это готовые к употреблению продукты. Консервы достаточно просты в домашнем приготовлении. Скажем, холодник «Аппетитный». Выложил содержимое банки в кастрюлю, залил охлажденной кипяченой водой, добавил свежий огурец, зеленый лук, вареное яйцо, сметану и, пожалуйста, к столу — первое на обед готово, ешь с удовольствием.
Зеленый горошек и кабачки
Что же касается зеленого консервированного горошка, то для его любителей спешим сообщить приятную новость: нынче этого продукта произведено столько, сколько не производили за всю свою историю.
Переработано более 2 тысяч тонн гороха и выработано 8 муб консервов. Предприятие работало круглосуточно. Люди трудились с увлечением, никто не роптал, что меньше приходилось отдыхать, ведь это их заработки, которые сразу увеличились.
Конечно, молодцы заводчане. Но нисколько не умаляя их трудового порыва, хотелось бы сказать и о тех, кто вырастил им сырье. В 2010 году заводу передали одно из здешних хозяйств, кстати, далеко не последнее по уровню своего развития, и теперь это сельхозфилиал «Мокрянский». Там и вырастили, как и планировалось, 1100 тонн горошка. Еще 680 тонн его поступило от ОАО «Фирма «Кадино» Могилевского района, осуществляли поставки и другие сельхозпроизводители.
— В прежние годы на закупку семян зеленого горошка деньги нам выделялись из бюджета, — поясняет Людмила Вашкевич. — В этом же году такой возможности у нас не оказалось, предприятию пришлось брать кредит, закупать на него семена и снабжать ими свою сырьевую зону.
А на очереди для переработки тем временем созрели кабачки. Икра из кабачков, которую здесь готовят, тоже своеобразный бренд предприятия. Вообще нынешняя осень оказалась очень щедрой для сельхозфилиала. На его полях созрели и дозревают не только горошек и кабачки, но и капуста, свекла, морковь, лук. Львиную долю ингредиентов для выпуска своей вкусной продукции завод берет из «Мокрянского». Но что-то приходится покупать и на стороне. Например, на Могилевщине не особенно родят томаты и огурцы, едут за ними на Брестчину. Отдельных составляющих, таких как, скажем, фасоль, томатная паста, в Беларуси вообще нет, поэтому они импортные, их закупают за границей. Но в основном все сырье — свое, белорусское, что способствует удешевлению готовой продукции.
Оба рынка важны
В первом полугодии 2011 года 73 процента продукции было реализовано на внутреннем рынке, 27 процентов — на внешнем.
— Для нас оба рынка одинаково важны, — говорит директор предприятия Сергей Громыко. — Конечно, внешний рынок более привлекательный: оттуда поступает валюта, но ведь первейшая наша задача — удовлетворять потребности в плодоовощной продукции Могилевскую область и Республику Беларусь.
В 2010 году путем реорганизации в состав ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» вошло предприятие торговый центр «Днепровский» (г. Могилев). Это предприятие имеет удобное местоположение, оборудованные складские помещения, квалифицированный штат и выполняет функцию логистического центра по поставкам продукции на оптовые предприятия и в розничные сети Могилева. Торговый центр реализует в месяц продукции на 800 миллионов рублей, хотя на момент присоединения к нашему предприятию начинал со 100—150 миллионов рублей, а в перспективе должен выйти на объем продаж в 1,5 миллиарда рублей.
Открыт региональный склад в Гомеле. Там предприятие арендует склад площадью 240 квадратных метров. Отсюда продукцию, как и в Могилеве, развозят по Гомелю и Гомельской области. В остальных областях республики у завода работают торговые представители.
Но больше всего, конечно, реализуется продукции в Минске. Столичным покупателям торговая марка предприятия «Хозяин-Барин» хорошо знакома, потому быховские плодоовощные консервы на полках магазинов здесь не залеживаются.
— Увеличению объема продаж способствует и активная реклама нашей продукции, — замечает Сергей Громыко. — Мы понимаем, насколько это важно, поэтому используем ее на все сто процентов, что дает положительный результат.
У завода неплохой экспортный потенциал — свою продукцию он отправляет в Россию, Армению, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, США, Канаду. И это только начало пути. Рассматриваются варианты поставок продукции нашего предприятия в Израиль, Монголию, Венесуэлу.
— Мы постоянно расширяем ассортиментную линейку, делая упор на выпуск продукции из сырья, традиционно произрастающего на территории Беларуси, — говорит директор завода. — Это и наша знаменитая клюква, и морковные, яблочные и березовые соки и нектары, и брусника, и черноплодная рябина.
Конечно, основной объем экспорта приходится на Россию. Для экспортеров из Беларуси этот рынок всегда был емким и привлекательным. С конца 2010 года в Москве зарегистрирован и сейчас успешно работает Торговый Дом «Хозяин-Барин» со стопроцентным капиталом завода. Со временем такую же структуру предприятие планирует создать в Новосибирске или Екатеринбурге. На российском рынке территория продаж самая обширная: Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Воронеж и т. д. Политика продаж нашего завода такова, что скоро на карте России не останется крупного города или края, где бы ни была представлена продукция быховских консервщиков.
— Как театр начинается с вешалки, так это предприятие начинается со стерильной чистоты и порядка, — сказал представитель фирмы «Люта» (г. Смоленск, РФ) Сергей Булахов, которого мы встретили на заводе. — В Быхов приезжаю не впервые: наша фирма закупает здесь повидло для пищевой отрасли. Быховская продукция нас полностью устраивает: вкусная, качественная, безопасная. С такими партнерами можно только дружить и сотрудничать.
Предприятие также осуществляет вагонные поставки в Казахстан. Страна большая, не бедная, и продовольствия ей требуется немало.
Гордость местной власти и быховчан
— В первом полугодии 2011 года завод реализовал 14053,6 туб овощных консервов, а экспорт составил 3780,8 туб, что больше прошлогоднего соответственно на 75,8 и 50,2 процента, — констатирует заместитель директора по коммерческим вопросам Евгений Копчинский. — В том числе экспорт в Россию вырос на 82,4, в Казахстан — на 11,5 процента. Больше на 23,5 процента своей продукции мы продали также в США. Пусть заокеанские потребители знают, что такое Быхов.
Средний возраст работающих на предприятии — 35 лет. Более 30 процентов сотрудников — молодежь в возрасте до 30 лет. Это современные, технически грамотные работники. Здесь гордятся тем, что после обязательной отработки на заводе остаются выпускники вузов и колледжей. А почему бы и нет — ведь и зарплата хорошая, и соцпакет достойный. Опыт и мастерство молодежь перенимает у тех, кто трудится здесь по 30—40 лет. Этот сплав молодости, задора, с одной стороны, и опыта, разумной осмотрительности, с другой, дает хороший результат.
— Предприятие работает успешно, и мы этим очень гордимся, — замечает председатель райисполкома Николай Коротин. — У исполнительной власти с ним никаких проблем, все бы так работали. С таким предприятием можно смело шагать в XXI век.
Олег ШВЕДОВ, «БН»
По труду и честь
Продукция торговой марки «Хозяин-Барин» неоднократно отмечалась наградами на международных конкурсах. Предприятие является лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» в 2007—2009 годах за продукцию «Горошек зеленый консервированный» и «Сок березовый с сахаром», награждено золотой медалью за консервы «Горошек зеленый консервированный», «Икра из кабачков», «Сок березовый с сахаром» на 17-й международной выставке продуктов питания «Продэкспо-2010» в Москве, является лауреатом конкурса «Лучший продукт-2010» на этой выставке, награждено дипломами республиканского конкурса потребительских предпочтений «Продукт года-2009». Подведены итоги конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» за 2010 год. Икра из кабачков признана лауреатом этого конкурса, «Закуска итальянская ризотто» стала победителем конкурса в номинации «Новинка года». За консервы «Джем голубичный» в 2010 году предприятие награждено дипломом победителя конкурса консервированной продукции «Хрустальное яблоко» в номинации «Фруктовые консервы».