Хозяин андеграунда

Илье Олейникову не до юбилея
Илье Олейникову не до юбилея

...На авансцене вспыхнул огонь, сентиментальная мелодия сменилась автоматной очередью, и из–за кулис появился... нет, не Мефистофель, чей визит в таком антураже выглядел бы вполне логичным, а всего лишь Илья Олейников в непритязательном льняном костюме, всем своим видом демонстрируя, что эти костры и выстрелы для него сейчас обычная, практически будничная обстановка. Охотно верю, что юбилей для этого человека — еще не повод заставить весь мир вращаться вокруг своей персоны. Вокруг него и так все вращается.

Подозреваю, что и приезд популярного российского артиста в Минск совпал с датой его 60–летия не случайно. «Что может быть скучнее юбилея?» — вопрошает Илья Львович и, вместо того чтобы хлопотать о банкете, назначает пресс–конференцию по поводу своего нового спектакля, где Геннадий Давыдько — коллега Олейникова по проекту и депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси — зачитает поздравление от Владимира Путина, а журналистов угостят шампанским, и снова приступает к репетициям. В конце концов, до премьеры остались считанные дни, а у него там главная роль. Он — Пророк. А может быть, и сам Мефистофель...

За минувшие полгода вокруг будущей минской премьеры масштабного мюзикла Ильи Олейникова «Пророк» было столько шумихи, что в реальность этого проекта многие перестали верить. Кастинг актеров выглядел впечатляющим: на роли в спектакле, постановкой которого занялся сам Януш Юзефович, взорвавший Москву мюзиклом «Метро», пробовались едва ли не все звезды белорусской эстрады. И в большинстве своем прошли жесткое сито отбора, а потом таким же большинством отказались от участия в «Пророке». Первоначальная дата премьеры намечалась на апрель, потом — на июнь, после было объявлено, что первыми российско–польско–белорусский мюзикл увидят гости «Славянского базара в Витебске»... Время шло, а спросить было не у кого: вся творческая группа вдруг надолго покинула Минск, посеяв волну новых слухов. Говорили, будто Олейников так и не договорился о месте для репетиций в Беларуси, обиделся, нашел новых партнеров в Польше и теперь белорусская премьера вообще под вопросом... И тут в Минск приезжает сам Илья Львович, да не один — вместе с постановочной группой и весьма многочисленной труппой будущих актеров. И объявляет, что премьера состоится 28 августа в Минском Дворце спорта.

Как оказалось, все это время артисты репетировали на специально оборудованной базе под Варшавой, где создавался не один десяток европейских мюзиклов.

— Просто их надо было увезти подальше от дома, поскольку это была абсолютно разрозненная группа людей, а их надо было превратить в коллектив, — комментирует Олейников. — И это удалось. Сейчас мы, можно сказать, нормальная такая семья.

Из знаменитостей в проекте остались только Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, которым предстоит сыграть пожилых супругов, и еще Алексей Хлестов, один из хозяев свалки по сценарию. Впрочем, как утверждают исполнители других ролей, каждый из них широко известен в своем кругу.

— Мы здесь отовсюду — из Могилева, Орши, Бреста, Гродно, — рассказывает Владимир Башков («Из Борисова, из Новополоцка!» — уточняют откуда–то из–за кулис). По словам Владимира, успевшего поработать на сценах русского театра и театра киноактера, на кастинг он попал случайно: позвонили друзья, сказали, что видели «забавное объявление». Так же случайно попала в проект и Наталья Балдина, солистка Президентского оркестра. Сначала помогала своему другу Виктору Пшеничному готовиться к национальному конкурсу «ЕвроФест», потом зашла поддержать его на кастинге, устроенном Олейниковым и Юзефовичем. И неожиданно для самой себя вышла на сцену... Пшеничный, кстати, тоже с успехом выдержал испытание, но условия контракта ему не подошли.

Об этом контракте наши артисты говорят с подчеркнутым уважением: мол, да, он чрезвычайно жесткий. Там черным по белому записано, что ежедневно не менее 5 часов в день они должны тратить на занятия вокалом и почти столько же — на хореографию. И так — в течение трех лет...

— Совершенно обычный контракт, — пожимает плечами Олейников. — Конечно, построен он так, чтобы никто из артистов не мог покинуть проект, когда ему заблагорассудится. В конце концов, в это вложены большие деньги. Но у всех будут дублеры, в том числе и у меня — я не намерен отказываться от других спектаклей, от съемок в кино, мне же все интересно...

Тем не менее именно контракты отпугнули наших популярных артистов от «Пророка». Больше всего Илья Львович сожалеет о Петре Елфимове: «Так обидно, такой талантливый!» Главную роль — короля свалки, зловещего Пророка — Олейников сыграет сам. В его основного оппонента, слепого Старика, перевоплотится заслуженный артист России Николай Дуксин, автор либретто мюзикла на музыку Олейникова. По тем отрывкам, которые мне довелось услышать, могу свидетельствовать: и музыка, и слова в лучших традициях первых рок–опер «намертво залезают в голову», как выразился режиссер–постановщик Януш Юзефович. Долгие месяцы с артистами занималась преподавательница вокала из Чикаго Мариола Напиральска, и в результате они научились «неправдоподобному негритянскому звукоизвлечению» — это отметил уже известный российский скрипач и актер Алексей Заливалов, который выйдет на белорусскую сцену в качестве приглашенной звезды в роли спившегося музыканта... Но еще больше, чем музыка, вокал и живописные обитатели свалки, разыгрывающие вечную драму о добре и зле, зрителей должны впечатлить декорации, из–за которых, собственно, и тормозится весь творческий процесс. По словам авторов проекта, это будет грандиозный аттракцион с компьютерной анимацией, артисты смогут летать над сценой... «В своих экспериментах со спецэффектами так далеко я еще не заходил», — признается Юзефович.

Словом, скоро мы все сами увидим. И Олейников, и Дуксин надеются, что цены на билеты продюсеры выставят божеские. В конце концов, после минской премьеры в августе и сентябре со своим «Пророком» они собираются целых полгода гастролировать по Беларуси. И заинтересованы не только в столичном зрителе.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter