Хождение за справедливостью

Полжизни прожила со своим мужем Анна Зайцева из Кличева.
Полжизни прожила со своим мужем Анна Зайцева из Кличева. После его смерти понаехали наследники, которые выдворили женщину из дома, принадлежащего ее гражданскому мужу. Добиться признания ее прав хотя бы на проживание в доме умершего супруга она пытается уже несколько лет. Надежды на справедливое решение вопроса у Анны не было до совместной акции "СБ" и Министерства юстиции "Справедливость - в каждый дом". В первую очередь Анну Зайцеву сполна проконсультировали специалисты Министерства юстиции по нотариату. Потом ее принял присутствующий здесь местный адвокат, которому тут же было дано поручение помочь Анне составить грамотное и мотивированное заявление в суд. В итоге у женщины появилась не только надежда на скорое положительное разрешение волнующих ее проблем, но и вера в то, что справедливости действительно можно добиться.

Вообще, желание выговориться - один из главных побудительных мотивов для участия в нашей акции. Многие люди приходят только для того, чтобы их внимательно и участливо выслушали. Например, Иван Дмитриевич Зубарев из деревни Стоялово Кличевского района сразу заявил корреспондентам "СБ", что он пришел просить не за себя: "Я свое прожил, но вот за детей душа болит. Ведь это ужасающая ситуация, когда подрастающее поколение откровенно втягивают в пьянство. Представьте: мальчика, который еще не ходит в школу, родители буквально насильно сажают за праздничный стол и предлагают ему выпить "за компанию". А ведь мать ребенка - интеллигентный человек, работник культуры... Что уж тут говорить об остальных..." Уже прощаясь, Иван Дмитриевич все-таки не выдержал - поделился личной обидой: "Я начинал служить в армии на Чукотке - прошел путь от рядового до заместителя командира батальона. Хлебнуть довелось немало. В 1943 году поступил в военное училище в Бузулуке, до этого несколько раз пытался попасть в маршевую роту. Наш выпуск просто не успел на фронт, однако медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." получил каждый мой товарищ, в том числе и я. А теперь меня признают лишь "приравненным к участникам Великой Отечественной". То есть вроде бы и имею отношение к ветеранам, но фактически таковым не являюсь. Хотя моих сверстников осталось не так и много, могли бы власти уважить каждого".

Много было и тех, чьи проблемы могли, но почему-то не были решены местными юристами. Допустим, Галина Сай из-за обычной опечатки является владелицей дома, которого юридически... не существует в природе. Везде он значится как дом N 10 и только в ее документах - как дом N 12. Из-за этой досадной путаницы Галина Ивановна не может распоряжаться собственной недвижимостью. Ее "неразрешимая" проблема решается тут же - местным властям дается указание тотчас же исправить неточность в документах Галины Сай. Еще одна женщина абсолютно запуталась в завещаниях своих родственников, в которых специалисты Минюста разобрались в считанные минуты. Эти случаи лишний раз подтвердили печальный факт, свидетельствующий о нехватке компетентной юридической помощи в провинции.

Целый блок вопросов был посвящен проблемам медицинского обслуживания. В частности, жительница Быхова Мария Евдокимовна Вострокрылова, воспитанница детского дома, педагог с тридцатилетним стажем, не могла сдержать слез: "Мой муж всю жизнь был абсолютно здоровым и жизнерадостным человеком. Он, донской казак, служил моряком-подводником, ходил в длительные походы в Испанию и на Кубу. Никогда ни на что не жаловался. В позапрошлом году попал в районную больницу с сильными желудочными болями. Местный врач давал мне твердую гарантию, что через несколько дней супруг встанет на ноги и вернется домой. Муж домой действительно вернулся, однако не то что не выздоровел, скорее наоборот - его состояние с каждым днем только ухудшалось. Я неоднократно просила главврача выписать направление в Могилевскую областную больницу. Но понимания и помощи у него, увы, не нашла. Мне все-таки невероятными усилиями удалось перевести мужа на излечение в областной центр... К сожалению, было уже слишком поздно. Я считаю, что неправильное и неквалифицированное лечение моего мужа в районной больнице и стало причиной его смерти. У него был классический пиелонефрит, а медики, вместо того чтобы лечить почки, кололи ему обезболивающее от суставной боли. А в свидетельстве о его смерти и вовсе записали диагноз "рак желудка"...

Уроженец Санкт-Петербурга Юрий Клопотюк, нынче проживающий в Корме, жаловался на местных хирургов, которые на первом этапе лечения не сделали все, что от них зависело. Достаточно давно он сломал ногу, но до сих страдает от последствий этой травмы. Мужчина уже обращался за помощью в газету "Советская Белоруссия", и благодаря своевременному вмешательству главного редактора и Министерства здравоохранения Юрию Филипповичу сделали операцию высококвалифицированные минские специалисты. К сожалению, операция не бесплатная, а средств на нее у Клопотюка попросту нет. Поэтому он считает, что районные врачи обязаны выплатить ему денежную компенсацию, которая позволила бы хоть частично оплатить операцию в Минске.

Анне Александровне Архиповой еще в 1996 году гомельские врачи-радиологи поставили диагноз "пигментное заболевание правой голени", признав, что оно связано с проживанием на загрязненной радионуклидами территории. А совсем недавно сотрудники Республиканского межведомственного экспертного совета Министерства здравоохранения напрочь опровергли вердикт гомельских коллег. Теперь Анна Александровна требует проверить обоснованность подобного заключения минских экспертов.

Мать-одиночка Ольга Ивановна Захаренко сетует на то, что уже несколько лет не может отправить своего ребенка на оздоровление за границу. Как известно, детей, проживающих в загрязненных радиацией районах, постоянно принимают на отдых семьи из экологически благополучных стран. С просьбой включить своего ребенка в состав такой группы она неоднократно обращалась в Кормянский райисполком. И всякий раз под тем или иным предлогом получала отказ. Тем не менее, как считает Ольга Ивановна, дети и внуки некоторых местных "бонз", "не успев приехать из Бельгии, тут же отправляются в Испанию". Согласитесь, обвинение достаточно серьезное, поэтому его справедливость обязалось немедленно проверить Министерство юстиции.

Немало было вопросов, связанных с жилищным законодательством. Допустим, Раиса Владимировна Щербо столкнулась с такой ситуацией: частный дом ее матери снесли, чтобы построить на этом месте многоэтажку. В 1985 году мать умерла - естественно, в то время ни о какой приватизации квартиры, полученной взамен снесенного дома, речь не шла. И теперь в суде отказываются принимать заявление Раисы Владимировны о признании ее наследницей. Поскольку этот вопрос скорее законодательного характера и не относится к компетенции Министерства юстиции, решить его на месте не удалось. Но полученной консультацией Раиса Владимировна была вполне удовлетворена.

Словом, второй день акции газеты "Советская Белоруссия", Министерства юстиции и Первого национального телеканала в очередной раз подтвердил, что в качественной юридической помощи нуждаются многие жители белорусской глубинки, но не всегда получают ее своевременно. Поэтому подобные мероприятия, доказавшие свою целесообразность, будут продолжаться и впредь. Следите за газетой и приходите за помощью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter