Хождение во власть

Рабочий день председателя Каменского сельсовета Чаусского района Виктора Сорокина начинается на рассвете...

В сельсовет крестьяне обращаются по разным вопросам — если нужно заменить уличный фонарь или почистить колодец. Старики просят помочь подлатать крышу, крылечко. Некоторые приходят с проблемами, явно не относящимися к компетенции местной власти. Просят выделить адресную материальную помощь. Так повелось: кто ближе, того и теребят.


Рабочий день председателя Каменского сельсовета Чаусского района Виктора Сорокина начинается на рассвете, когда принимаются звонить на мобильник, напоминать о себе самые нетерпеливые. И длится до позднего вечера — случается, просители наведываются к нему и домой. Председатель не возражает. Территория у него обширная — 21 населенный пункт. Самые большие — агрогородок Каменка и деревня Благовичи с населением около 500 и 320 человек. В самых маленьких деревеньках осталось по 3 — 5 стариков. А всего в сельсовете, не считая дачников, 1.154 жителя. И у каждого к местной власти есть свой вопрос. Только приемными днями не обойтись.


...Вторник. С самого утра в Каменском сельсовете многолюдно. Кто–то пришел зарегистрировать новорожденного, кто–то — оформить куплю–продажу дома. Но Виктор Сорокин и управляющая делами сельисполкома Людмила Рыжкова справляются быстро. Не проходит и 10 минут, как многодетная мать Тамара Ковалева получает на руки справку о составе семьи, за которой приходила, и спешит домой — работа стоит.


В кабинет заглядывает молодая жительница Каменки Ольга Ступень. Спрашивает, когда ей обмолотят приусадебный участок. Выясняется, что прямо сегодня: на улице Заречной, где живет Ольга, как раз сейчас работают два комбайна местного СПК. Этой услугой пользуются многие сельчане: быстро и недорого. Для работников СПК и льготников — всего 1,5 тысячи рублей за сотку. Для всех остальных — 2.800.


Пенсионерка Елена Сивакова готовится к отопительному сезону заранее: зашла разузнать насчет торфобрикета. Вообще, доставкой топлива владельцам частных домов занимается райтопсбыт, но людям обращаться в сельсовет привычнее. Виктор Сорокин связывается с Чаусами, узнает, что брикет могут доставить в течение нескольких часов. Для Сиваковой как инвалида II группы за полцены: 42.500 рублей за тонну. Топливом при участии сельсовета этим летом запаслись уже 50 семей.


Впрочем, все это текущие, быстрорешаемые вопросы. Есть и другие, посложнее. Весь август и сентябрь прошлого года — Сорокин только приступил тогда к обязанностям председателя — местные жители требовали, чтобы навели порядок на кладбище. Вывезли мусор, спилили старые деревья. Но бюджет сельсовета — всего 10 — 12 миллионов рублей на год. За них надо и траву скосить, и заборы поправить, и ветхие дома снести. Заняться еще и погостом не получалось.


Выход нашелся благодаря сельской старосте Валентине Соловьевой, в прошлом директору местной библиотеки. Этой пенсионерке с удивительными организаторскими способностями удалось убедить недовольных, что нужно не только требовать, но и самим что–то делать. Люди услышали. Собрали 450 тысяч рублей на благоустройство погоста — давали, кто сколько мог. Провели на кладбище 10 субботников. Работали учителя, школьники, пенсионеры, библиотекари. Выпалывали сорняки. Собирали листву с дороги. Сельсовет привлек альпинистов спилить деревья. Руководители чаусских организаций и хозяева местных подворий, имеющие тракторы, дали технику, чтобы вывезти мусор. Теперь кладбище не узнать! Точно так все вместе благоустраивали святую криницу, которая существует в Каменке с незапамятных времен.


Михаил Артемович Хамулев и его жена Анна Ивановна — люди в Каменке уважаемые. 85–летний глава семьи всю жизнь работал в местном хозяйстве: заведовал ремонтными мастерскими, был инженером по трудоемким процессам. Теперь вышел на пенсию, возглавляет первичную ветеранскую организацию СПК «Светлый путь». Супруга его 40 лет учительствовала, преподавала в младших классах.


— Благодаря сельсовету нам и дрова завезли, и воду в дом подвели, — довольны Хамулевы.


Конечно, есть в Каменке и проблемы, с которыми самим трудно справиться. К примеру, прохудившиеся дороги. Хотя все они переданы на баланс жилкоммунхоза, сельчанам от этого не легче. Переживает и местная власть. На 5 улицах ремонт был запланирован с начала года, да с финансами пока напряженно. Много претензий у привыкших к более комфортным условиям жизни горожан–дачников. То улицы освещены недостаточно, то вода в колодцах не та, то ассортимент бедноват в магазине. Приходится к их мнению прислушиваться, исправляться.


В списке первостепенных забот и старые дома. Ветхие, бесхозные — всего их на территории сельсовета 36. Было больше — часть удалось продать под дачи, разобрать на дрова. У оставшихся пока так и не нашлись хозяева. Сельсовет отправляет письма — в ответ тишина. Строения портят вид улиц, обслуживание их обходится недешево: нужно убрать мусор, скосить траву, присмотреть, чтобы не забрались бомжи, не устроили пожар. А ведь деньги нужны для дела. Вот, к примеру, открылся в Каменке производственный участок коммунхоза. Есть там и трактор, и телега, и косилки, и культиватор, и сварочный аппарат. Населению участок услуги оказывает, а сельсовету туда обратиться не по карману...


— Хорошо работают те сельсоветы, где власть сумела найти общий язык с местными жителями, — делится наблюдениями председатель Чаусского районного Совета депутатов Александр Чиканов. — Где важные решения принимаются сообща, активно работают старосты, другие неравнодушные люди. Но чтобы так было, председателю сельсовета нужно немало потрудиться. Ведь в пустые слова сегодня не верят.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter