Источник: Знамя юности
Знамя юности

Хождение по клеточкам

Отступил в домашке пять клеточек вместо трех. Может ли учитель снизить оценку?

Десять вправо. Раз, два, три… Две вниз, четыре влево… Заглянув в гости к соседке, застала ее с дочкой-второклассницей за увлекательным занятием. «Морской бой?» – интересуюсь. «Нет, – вздыхает та. – Учимся правильно оформлять домашнюю работу по математике. Вчера была на родительском собрании, две трети времени учитель объясняла правила… ведения тетрадей и дневников».


Пять минут решаем, час – оформляем

Знакомая тема. Помню, как со своим сыном в начальной школе считали клеточки. Ну не нравилось ему это делать, и все тут. То лишнюю приплюсует, то парочку отнимет. Год упорного труда, сопровождаемого слезами и валерьянкой, – и мой ребенок наконец-таки усвоил, что нужно отступать энное число «квадратиков». Но праздновать победу оказалось преждевременно: в новом учебном году коли­чество кле­точек изменилось. Наша песня хо­роша – начинай сначала!

В этом году минчанка Надежда Ковалева отправила во второй класс младшую дочь:

– Учитель сразу предупредила: будем упражняться в счете. Благо ребенок посещает продленку, поэтому домашку делает под присмотром воспитателя. Иначе я бы не смогла уделить время старшей дочери, приготовить ужин, выгулять собаку. Думаю, родителям, которые помогают детям с уроками, приходится туго. Школяр за пять минут все решит, а потом час мучается, как правильно записать.

Больше Надежду волнует оформление дневников:

– Учебник называется «Литературное чтение», а детей просят писать «русск. лит.». Однажды ма­лышка опоздала на урок, пытаясь найти нужную книгу. Решила, что потеряла. Расплакалась – успокаивали как могли. Или еще нюанс. Помните, как мы в школьные годы записывали урок физкультуры? Правильно, «физ-ра». И всем было понятно. Сейчас – «физк. и зд.». И никак иначе. При этом еще надо дотумкать, что ЧЗС (час здоровья и спорта) – это та же физкультура, и подготовиться к ней – значит взять форму. Зачем все эти сложности?

Были бы знания

Учитель начальных классов Ольга Телюкова проблемы «с клеточками» не видит:

– Начальная школа – это то время и место, когда человеку нужно показать, что к оформлению работ предъявляются определенные требования, привить культуру письма. Почему-то никому не приходит в голову оспаривать каждую точку в курсовом проекте или научной диссертации. Да, мне в первую очередь важны знания. Оценку за неверно подсчитанные клеточки не снижаю, но указываю стрелочками, где и что не соответствует образцу.

Тем не менее все педагоги, с ко­торыми удалось пообщаться при подготовке этого материала, признавались, что с оформлением дневников, домашних, классных и контрольных работ сложности есть. Некритичные, но все же. Например, некоторые дети из-за невнимательности могут сделать домаш­ку в середине тетради или подписать ее вверх ногами. Нашлись и такие, кто 1 сентября принес на урок «левые» тетради (подписали, как в начале прошлого учебного года, когда в методичке «слетело форматирование»). Когда учителя обращают на это внимание родителей, те отмахиваются: «Учите, не занимайтесь ерундой!» Но ведь периодически дневники и тетради попадают на проверку к завучу. Да что там завучу, полистать школьные документы могут проверяющие из вышестоящих инстанций, которые на правила оформления обращают чуть ли не больше внимания, чем на сам учебный процесс.

Не требование, а образец

В управлении общего среднего образования Министерства образования уточнили: правила оформления работ носят не обязательный, а рекомендательный характер. Учитель сам принимает решение, какого из предложенных вариантов придерживаться. Например, класс можно указывать как арабскими, так и римскими цифрами. Вместе с тем написание «Вариант 1» или «1 вариант» не влияет на отметку. Сокращение слов регламентируется согласно нормам русского (белорусского) языка.

Кроме того, специалисты заверили, что учитель не может снизить отметку, например, за количество строк или клеточек между работами. И требование заменить тетрадь или дневник из-за неправильного их оформления является необоснованным. Если такая ситуация возникла, необходимо обратиться к руководителю учреждения образования или его заместителю.

А вот с утверждением, что методички переписываются каждый год, в министерстве не согласны:

– Основные требования мето­дических рекомендаций постоянны. К началу 2017 – 2018 учебного года изменилось только количество контрольных работ по отдельным учебным предметам в связи с введе­нием новых учебных программ.

Если внимательно проштудировать Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях обра­зования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденные 6 июня 2016 года (именно этот 29-страничный документ регламентирует пресловутые клеточки), то можно обнаружить любопытные вещи. К примеру, я не нашла в нем нормы, по которой дату выполнения домашней или классной работы нужно писать, отступив десять клеточек (полуклеточки не считаются!) вправо от края листа, как того требуют в школах. Там четко обозначено: «Дата записывается посередине строки». Похоже, учителя сами себе усложняют работу? Или, наоборот, облегчают (поди разберись, где та середина!)? А может, за них это старательно делают администрации учебных заведений или методисты из районо? Снова хотим как лучше, а получается как  всегда? Не пора ли снять с себя, взрослых, все бремя ответственности и предоставить чуточку больше самостоятельности детям? Пусть школяры сами думают, ищут, творят, а не рас­тут ленивыми, инфантильными увальнями, неспособными вычислить даже середину строки.

КОМПЕТЕНТНО

Председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк:

– Формализм – извечная проблема наших школ. В суровой регламентации все стерильно, а в таких условиях все живое гибнет. Ежегодные изменения, как подписывать тетради, где ставить точку, не прибавляют ни на йоту качества знаний. Стандарт должен быть, но он должен приниматься один раз и четко исполняться. Не помню, чтобы считал клеточки в первом классе, старался просто аккуратно вести тетрадь. На первом месте для меня были знания, в итоге школу окончил с золотой медалью.

uradova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Алена
Ребенок должен соблюдать​ Единый Речевой режим. Это касается точек в конце строки,кавычек, заглавных букв и отражается на отметке. С этим не спорят. Но учителя не должны требовать у ребенка с первого дня обучения соблюдения абсолютно всех правил, занижая при этом отметки. Они должны помогать, разъяснять, а не просто штамповать двойки
Алена
Ребенок должен соблюдать​ Единый Речевой режим. Это касается точек в конце строки,кавычек, заглавных букв и отражается на отметке. С этим не спорят. Но учителя не должны требовать у ребенка с первого дня обучения соблюдения абсолютно всех правил, занижая при этом отметки. Они должны помогать, разъяснять, а не просто штамповать двойки
Максим, 40, Минск
Мне кажется, что наше образование занимается не тем, что должно. Вместо того чтоб учить детей думать и творить их загоняют в непонятные рамки. И сильно много людей заняты контролем этих рамок - следят за формой, длиной и цветом волос, правильным сокращением слова физкультура в дневниках. Целые комиссии проверяют дневники школяров - по мне это попахивает маразмом и неэффективным использованием человеческих и финансовых ресурсов.
Мария, Минск
Родителям на собраниях в школе больше заняться нечем, только клеточки считать?
Максим, 40, Минск
Мария, Минск, так это не родители, это школьные проверяющие считают :)
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?