Хождение по кассам

Когда заработают электронные технологии?
Когда заработают электронные технологии?

Если послушать разговоры о том, как бурно в стране протекает инновационный процесс, то складывается впечатление, что уже завтра вести бизнес и решать все административно–житейские вопросы можно будет едва ли не сидя на диване. Был бы под рукой компьютер, а по поводу остального можно не волноваться... Но, к сожалению, пока идеальная картинка далека от жизненной прозы. Проблему, как приблизить сервис к клиенту, пытаются решать многие. Но алгоритмы, как правило, предлагаются локальные и «разношерстные».

Вот интересная новость из этого ряда. Компания «Белавиа» уже в мае намерена начать продажу проездных документов через Интернет. Причем на все рейсы. Признаюсь, давно не летал самолетами, но старания наших авиаперевозчиков воспринял с энтузиазмом. Вот бы и остальные транспортники подтянулись. Ведь одно дело — вояжи в Лондон или Рим, а другое — поездки по стране. Легко ли сегодня найти в сети, например, расписание автобусных маршрутов Сморгонь — Минск? Или, сидя в столице, узнать, каким образом лучше добраться из Гомеля в Ивацевичи? Приходится покопаться, поискать телефонный номер, позвонить в справку... Ну а потом отправиться на вокзал за билетом (там, как известно, без очередей обходится не всегда). И минуты, такие полезные для дела, утекают, как вода в песок...

Как поберечь время? «В идеале каждый пассажир должен иметь возможность купить любой билет по Интернету или в инфокиосках, — отвечает первый заместитель генерального директора БелНИИТ «Транстехника» Валерий Миленький. — Но пока это невозможно. Одна из причин — системы, которыми оборудованы автобусные кассы, не отвечают требованиям современности».

АСУ "Автовокзал", внедренная еще в 90-е годы, не позволяет объединить 145 вокзалов и станций, работающих в стране, в одну сеть. Эдуард Титков, один из разработчиков технологии, намерен исправить положение. "Количество автобусных рейсов в стране на порядок выше, чем железнодорожных, не говоря уже об авиаперевозках, - рассказывает специалист. - Но благодаря созданию необходимого сервера, программного продукта и установки в кассах нового оборудования появится возможность "упаковать" массив информации в единую систему".

Вероятно, уже в следующем году на автовокзалах крупных городов появится возможность покупать билеты на обратную поездку (пока такую услугу можно получить лишь в Минске и Гродно), а также на рейсы, соединяющие другие города. Планируется, что приобрести проездные документы можно будет и в инфокиосках, оплатив их по карточке. "В будущем, возможно, в автобусных кассах будут продавать также билеты на поезда и самолеты и наоборот", - делится соображениями Э.Титков.

Впрочем, есть ли в этом смысл? Валерий Миленький отмечает, что программный продукт "Экспресс", которым пользуется Белорусская железная дорога, произведен в России. Компания "Белавиа" использует американскую информационную систему Sabre. Стоит вопрос: как состыковать иностранные продукты друг с другом и с белорусским "Автовокзалом"? Если это не удастся, то тогда каждого кассира придется "нагрузить" тремя информационными системами и соответствующим количеством терминалов. А это настоящее испытание... Возможно, проще собрать все "транспортные" базы на одном интернет-сайте. А также выложить полную информацию в инфокиосках.

"Но при этом, выражаясь шахматной терминологией, надо считать варианты, - отмечают в Минтрансе. - Скажем, закупать терминалы за собственные средства (один инфокиоск обходится в 5 - 7 тысяч долларов) накладно. Как альтернатива - использовать имеющиеся аппараты и внедряться в действующие сети. Но будет ли такой проект интересен, скажем, банкам? Еще вопрос"...

Пока в профильном министерстве не определились, каким именно путем сделать мечту пассажиров явью. Не называют там и точных сроков реализации проекта.

"А это крайне важный момент, - комментирует ситуацию замдиректора инновационной компании "Белнекст технологии" Дмитрий Сенько. - Все "электронные" идеи должны воплощаться за 6 - 8 месяцев. Если расписывать программы до 2010 года, как это модно сейчас, то к тому времени новинки могут морально устареть". Впрочем, по мнению эксперта, задача Минтранса - внести предложение, а сроки и "техническую поддержку" проекта должен утверждать и оказывать госорган, занимающийся непосредственно электронными системами.

"Стране нужен координатор с широкими полномочиями, который будет интегрировать локальные проекты в единую систему, устанавливать временные рамки, помогать с финансированием и отвечать за исполнение идей", - считает Д.Сенько.

...Забылось, но идея управлять разрозненными "электронными" процессами уже звучала. Еще в 2003 году, когда стартовала госпрограмма "Электронная Беларусь". За эти годы на ее финансирование направлены миллиарды рублей. Но, к сожалению, осязаемого системного результата исполнители не представили до сего дня... А ведь наличие интерактивной связи с организациями, компаниями и государственными органами сэкономило бы время каждого из нас. Куда проще купить проездной документ, подать налоговую декларацию или заплатить госпошлину с помощью Интернета (или инфокиоска). Так должно быть в современной экономике!

Но пока вместо системного решения, охватывающего сетью все сферы жизни, на свет рождаются лишь обособленные инициативы.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter