Что увидели своими глазами российские журналисты на Гомельщине

Хойникские сыры в фаворе

Гомельщина — важнейший аграрный регион. Издавна здесь культивируется и молочное животноводство. Как отрасль развивается в условиях, когда значительная часть угодий пострадала от радиационного воздействия, вызванного чернобыльской катастрофой? Такова была одна из целей поездки по Гомельской области большой группы белорусских и российских журналистов на минувшей неделе.

Во время пресс-тура по белорусскому Полесью российские журналисты и блогеры посетили Мозырь.

Многие ответы мы нашли в гомельском ОАО «Милкавита». Эта марка известна в России от Калининграда до Владивостока. Туда направляется 70 процентов всего экспорта. Однако могли бы поставлять и больше. Так в чем же дело? Ответ услышали от заместителя председателя Гомельского облисполкома Андрея Конюшко:

— Сказываются запреты со стороны российских контрольно-надзорных органов. Приходится искать другие рынки сбыта. Если 5 лет назад на Россию приходился 91 процент молочного экспорта, то сейчас — 74. В 2018 году мы продали молочной продукции в Китай на 10 миллионов долларов, а уже в первом полугодии нынешнего — даже больше. Наше молоко пошло в Австралию, на очереди — Вьетнам. 

Примечательно, что понравившиеся гостям твердые сыры изготавливаются в филиале ОАО «Милкавита» в Хойниках — одном из наиболее пострадавших райцентров. После проведенной тут реконструкции вкусовые качества продукции значительно возросли. И сегодня до 90 процентов всего хойникского сыра уходит на экспорт. 

И это не единичный на Гомельщине факт, в чем журналисты смогли убедиться, посетив ОАО «Туровский молочный комбинат», КСУП «Совхоз-комбинат «Заря». Как аграриям удается противостоять воздействию радионуклидов, пояснил начальник областного управления по преодолению последствий чернобыльской катастрофы Дмитрий Рутковский:

— Нынешняя Государственная программа по преодолению последствий чернобыльской катастрофы направлена на социально-экономическое возрождение пострадавших территорий. Исходя из этого, чтобы получать чистую продукцию, в соответствии с рекомендациями ученых применяется особый севооборот, вносятся оптимальные дозы минеральных удобрений, проводится известкование почв. Все это за счет госбюджета. А значит, себестоимость продукции у сельхозпредприятий не растет, по ценам она вполне конкурентоспособна на рынке. 

О необходимости активнее вести социально-экономическое возрождение пострадавших районов не раз говорил и Президент, который, как известно, регулярно их посещает. Эффективность такого подхода наглядно видна в Хойниках. Помнится, летом 1986 года поселок был наводнен людьми в военной форме, дезактивационной техникой, на лицах местных жителей читались безысходность и отчаяние. Сейчас на улицах райцентра — обычная неспешная жизнь тихой провинции: ухоженные пятиэтажки советского образца заселены молодыми специалистами, возле деревянных хат старожилов — возделанные огороды, работают Дом культуры и лицей.

— Тогда казалось: мир перевернулся, — вспоминает местная уроженка, заместитель председателя райисполкома Жанна Чернявская. — Но с тех пор все стало на свои места. Благодаря предпринятым государством мерам мы практически укомплектованы педагогическими, медицинскими кадрами. Молодым специалистам оперативно предоставляем жилье. Уже несколько лет рождаемость в районе превышает смертность. В быту также все нормализовалось, я и сама люблю повозиться с грядками. Про радиацию, конечно, помним, но научились жить с ней бок о бок, в школах для этого действуют центры радиационной культуры. Диспансеризацию проходим раз в год. Отличий в здоровье от других регионов она не показывает. Земли у нас тщательно проверены. Урожай со своего огорода уже не носим на проверку. 

Сейчас в Хойниках живут 12 тысяч человек. За счет государственных программ по преодолению последствий чернобыльской катастрофы сюда вложены немалые средства. Реконструировали, к примеру, завод ЖБИ. Здесь выпускают энергосберегающие стеновые панели, при этом квадратный метр жилья получается в числе самых выгодных. Успешно работает завод гидроаппаратуры. О хойникском сыре мы уже говорили...

В Припятском радиационно-экологическом заповеднике, куда мы направились, табло на въезде показывает уровень радиации: 0,49 микрозиверта в час, что в 2,5 раза выше нормы. Тем не менее в экспериментально-хозяйственной части заповедника жизнь продолжается! Вот по лугу промчался табун лошадей в 200 голов.

— Разводим с 1998 года, — рассказывает ведущий зоотехник Елена Болдырева. — С 2006-го носим статус племенного хозяйства. Породы — русский тяжеловоз и русская рысистая. Сейчас в стаде более 370 лошадей. По состоянию здоровья они не отличаются от животных с чистых территорий. В этом году получили завидный приплод: 85 жеребят от 100 кобыл. Лошадей охотно покупают фермеры, хозяйства, просто граждане. 

Никто, конечно, не забывает, что рядом невидимый и опасный враг — радиация. Если проехать в дальний угол заповедника к границе с Украиной, то до ЧАЭС останется всего десяток с небольшим километров. И уровень радиации тут значительно выше допустимого. Здесь ведутся постоянные наблюдения за тем, как она влияет на окружающую природу. Но, как говорил академик Курчатов, радиации не надо бояться. Ее надо уважать. И тогда жизнь постепенно войдет в нормальное русло. 

bibikov@sb.by

Фото «Гомельскай праўды».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter