“Хотите развивать туризм? Запаситесь терпением”

Такой совет дают белорусам дипломаты из Болгарии, для которой туризм — одна из важных статей бюджета Сегодня Болгария отмечает День Объединения — один из главных государственных праздников страны. Это и должно было стать “официальным” поводом для интервью с болгарским послом в Беларуси. Но, как оказалось, Петко Ганчев уехал в отпуск домой. Что ж, бархатный сезон! И тем не менее о туризме, о знаменитых болгарских товарах и о жизни страны накануне вступления в Евросоюз журналист “НГ” поговорил с временно поверенным в делах посольства Республики Болгария Георгием Карастаматовым и руководителем службы по торгово-экономическим вопросам посольства Лучезаром НИКОЛОВЫМ.

— Г-н Карастаматов, сначала хотелось бы о “горячем”. Как вы оцениваете заканчивающийся туристский сезон?
— Мы довольны результатами. Уже к началу сентября было выдано более 20 тысяч виз вместо 14 тысяч в прошлом году.
— Что же так нравится нашим туристам в Болгарии?
— Одному — Черное море, другому — минеральные источники, третьему — горы. Белорусским, украинским, российским туристам дополнительный комфорт создает отсутствие языкового барьера. Да и виза, по решению нашего правительства, для белорусов бесплатная — надо оплатить только консульский сбор (20 евро) за обработку документов.
— Такой поток не создал проблем с очередями?
— Нет. Мы уже давно не требуем личного присутствия выезжающего. Поэтому большинство документов приходят “пакетами” от турфирм. Без лишней скромности скажу, что мы хорошо организовали работу.
— На ваш взгляд, чего не хватает Беларуси, чтобы стать туристической страной?
— Почти за год своей работы здесь я понял, что у Беларуси есть потенциал для развития въездного туризма. Ваш главный козырь — естественная природа, которой так не хватает Европе, где даже Альпы сегодня стали урбанизированным курортом.
Л.Николов: Но вам еще предстоит долгий путь. Туризм невозможно развить за год или в рамках одной, пусть и масштабной кампании. Болгария начала развиваться как туристическое государство в середине 60-х годов прошлого века. Но мы и сейчас не считаем, что занимаем прочное место в международном туризме. Ведь надо не только создать туристский продукт, но и продвигать его в жесткой конкуренции. Беларуси необходимо создавать условия для туризма: дороги, сервис, инфраструктура... При этом помня, что ни сами дороги, ни придорожные гостиницы не притягивают туристов. Тот же придорожный сервис должен существовать для самих белорусов — наивно рассчитывать на большой поток внешних туристов, если не развит туризм внутренний.
— При Советском Союзе Беларусь и Болгария торговали между собой, по разным оценкам, на 300—600 млн. долларов. Сегодня наш товарооборот составляет 30—40 млн. долларов. Учитывая, что союзных связей уже не вернуть, как вы оцениваете общий потенциал?
Л.Николов: После развала произошел серьезный спад и в торговле, и во внешних отношениях. Это было логично. В Болгарии тоже осталось много незавершенных программ и недостроенных объектов. В один завод нестандартного машиностроения, который сейчас стоит памятником, было вложено 3 млрд. долларов.
Самый низкий уровень торговли между Беларусью и Болгарией был зафиксирован в 2000 году — 11 млн. долларов. После этого наблюдается устойчивый рост. Мы покупаем в основном продукцию машиностроения. А продаем широкий список (свыше 80 позиций) товаров: фармацевтика, косметика, промышленное оборудование...
Г.Карастаматов: Главное, что по большинству позиций мы не конкурируем ни друг с другом, ни на рынках третьих стран. Болгария бы с удовольствием покупала свои трактора, но их просто нет. Поэтому мы не удовлетворены объемами торговли. Уверен, даже в разных экономических сообществах (ЕС и ЕврАзЭС) эти объемы мы все же увеличим.
— Нашим читателям будет интересно узнать, что случилось со знаменитыми болгарскими товарами. Например, сигареты “Шипка”, популярные консервы исчезли с Союзом...
Л.Николов: Многие бренды на самом деле не выдержали конкуренции и “утонули”. В частности, это касается болгарских сигарет. Мы сами их давно не курили. Хотя Болгария продолжает производить табак и сигареты, но в небольших объемах и в более высоком ценовом сегменте, чем “Шипка”.
Болгарские консервы были рентабельны, когда была дешевая энергия, дешевый союзный транспорт и высокий уровень спроса. Сейчас ни одного условия нет. К тому же в Беларуси наших консервов почти нет и по той причине, что у вас есть свои добротные производства.
Многие косметические марки тоже не выдержали конкуренции. Но говорить о гибели отрасли нельзя. Компании сократились, но перестроились и нормально работают. Причем и в Беларуси. То же самое касается и вина. Болгарское вино сегодня предлагается в разных ценовых сегментах: свыше 35 млн. бутылок в год мы продаем на европейском рынке.
— Почему же его нет в наших магазинах?
— Мы не продаем небутилированное вино, которое разливалось бы на белорусских предприятиях. А вина в бутылках не так много.
— На что рядовой болгарин тратит большую часть зарплаты?
Г.Карастаматов: Наверное, на оплату коммунальных услуг — у нас более дорогая энергия, чем в Беларуси. Зато цены на услуги и товары ниже, чем ваши. Средний уровень зарплаты в 2005 году составил 210 долларов. Но зарплата составляет 42 процента от общих доходов населения, где есть еще социальные выплаты, доход от предпринимательства...
— Кстати о предпринимательстве... 1 января 2007 года Болгария вместе с Румынией становятся членами Евросоюза. В стране нет опасения за то, что общий европейский рынок не пощадит болгарского производителя?
— На рынке любят крупных и быстрых. Раз большинство наших предприятий относительно мелкие, им остается быть быстрыми. Конечно, кому-то станет сложнее, но разве потребитель не выиграет, если ему будет предложена более качественная продукция?
— А как же потенциальная безработица или миграция ваших кадров в более развитые страны — основательницы ЕС?
Л.Николов: Наоборот! Вхождение на европейский рынок открывает новые инвестиции и создает рабочие места. В Болгарии с появлением “европерспектив” уровень безработицы упал с 17 до 8,9 процента.
Что касается миграции, то мы называем ее мобильностью. Это нормальное явление. Десятки тысяч наших студентов обучаются в европейских вузах. В то же время многими болгарскими компаниями руководят менеджеры-иностранцы. Это как система сообщающихся сосудов...
— В какую сторону могут измениться белорусско-болгарские отношения со следующего года?
Г.Карастаматов: А почему они должны меняться? Во-первых, политика Евросоюза формируется в интересах его членов, а наши интересы — это взаимовыгодные отношения в Беларусью. Во-вторых, Евросоюз и так является крупнейшим торговым партнером Беларуси.
— Стоимость визы будете пересматривать?
— У нас нет таких планов. Теоретически это может произойти в рамках решения ЕС, но пока, повторюсь, таких идей не было.
Рост потребительских цен? Они ведь формируются в основном от себестоимости. Поэтому больше всего уровень наших цен зависит от стоимости энергоресурсов. После вступления в ЕС однозначно вырастут цены на табак и алкоголь (кроме вина). Но будут и положительные сдвиги. В результате плюсы и минусы компенсируют друг друга. Поэтому никаких резких перемен бояться не стоит.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter