Источник: Знамя юности
Знамя юности

Хотим быть успешными, ценим честность и никакого брака по расчету – узнали все об установках и ценностях поколения Z

В сентябре Центр социально-гуманитарных исследований Белорусского государственного экономического университета по заказу Белорусского института стратегических исследований провел исследование молодежи 14–17 лет. Какие жизненные цели ставят перед собой подростки? Что, на их взгляд, является показателем успеха? Кого считают кумиром? Об этом и многом другом говорили эксперты на встрече, посвященной обсуждению итогов социсследования «Поколение Z: установки и ценности современной белорусской молодежи».

Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА

За круглым столом собрались заместитель начальника управления по воспитательной работе с молодежью Белорусского государственного университета Егор Подоляк, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «АМКОДОР» – управляющая компания холдинга» Олег Дикун, председатель Центрального совета БРПО, секретарь Центрального комитета БРСМ Александра Гончарова, начальник Республиканского молодежного центра Виталий Пригодич, заведующая кафед­рой экономической социологии и психологии предпринимательской деятельности Белорусского государственного экономического университета Ирина Лашук, заместитель директора БИСИ Виталий Пунченко, аналитики БИСИ Николай Сухотский, Светлана Алейникова и Екатерина Петрашкевич. Во время беседы они говорили…

…о важности исследования

Виталий Пунченко
Виталий Пунченко: БИСИ не в первый раз проводит исследование ценностей, особенностей, установок молодежи. Почему это важно? Одна из целей стратегической аналитики – предвидение будущего, способность заглянуть за горизонт, предложить наиболее эффективные варианты решений существующих проблем. Нынешняя молодежь в скором времени составит наиболее активную и деятельную часть социума. На основе исследований можем формировать гипотезы, каким наше общество будет через 5, 10, 15 и более лет, определять актуальные принципы государственной молодежной политики и эффективно претворять их в жизнь.

Ирина Лашук: Представляю Центр социально-гуманитарных исследований БГЭУ, именно нам посчастливилось быть исполнителями этого значимого для страны проекта. Целевой аудиторией исследования стала молодежь в возрасте от 14 до 17 лет, всего в опросе приняли участие 2034 респондента.

Николай Сухотский
Николай Сухотский: Категория, которую мы изучали, уникальна. Как правило, этот сегмент молодежи остается за бортом больших социсследований, потому что в основном участвуют респонденты от 18 и старше. Мы решили посмотреть именно на молодежь 14–17 лет, хотим на опережение понять, с кем придется работать в будущем.

…о целях и жизненных стратегиях

Николай Сухотский: Было интересно узнать, какие цели преследует молодежь. Оказалось, что на первом месте у поколения Z – карьера и успех. В топе также варианты стать профессионалом по избранной специальности, разбогатеть. 15,4 процента опрошенных хотят так организовать жизнь, чтобы меньше работать и больше развлекаться. Отдельный вопрос касался жизненных стратегий. Исследование показало, что молодежь стремится в бизнес, открыть свое дело. На второй позиции – много и настойчиво работать. Подростки понимают: чтобы добиться успеха, нужно приложить немало усилий. Не столь популярна стратегия жениться/выйти замуж по расчету, устроиться на работу в Минске или на государственную службу. В карте страхов на первом месте – остаться без средств к существованию. 49 процентов опрошенных боятся не реализовать себя, не найти своего призвания в жизни.



Егор Подоляк: Юрий Андропов как-то сказал, что мы не знаем своего общества. Сейчас так можно говорить и о нашей молодежи. Мы, к сожалению, не знаем, чем она живет, чего хочет. Работая с студентами, замечаю, что семья и здоровье у них уходят на второй план, на первом месте – самореализация. Изучая результаты соц­исследования, для себя отметил, что около 45 процентов не прочь вступить в партии. Эта тенденция прослеживается не первый год. Создание новых общественных объединений и апгрейд уже существующих – этого не избежать. Молодежь хочет быть включенной в общественно-политическую повестку. Но желание поступить на государственную службу низкое – всего шесть процентов.

Виталий Пригодич
Виталий Пригодич: Нужно больше показывать изнанку работы чиновников. Например, предложить провести один день с председателем комитета по здравоохранению Мингорисполкома. Возможно, когда ребята увидят своими глазами, как работает госаппарат, они захотят связать жизнь с госслужбой. Нам нужно стать более открытыми, молодежь должна знать, чем мы занимаемся.

…о волонтерстве

Николай Сухотский: Исходя из полученных данных, можно утверждать, что за последний год более 55 процентов опрошенных участвовали в волонтерских проектах.

Александра Гончарова: Как координатора волонтерского движения БРСМ «Доброе Сердце» радует, что это направление востребовано среди подростков. Учтем это при дальнейшем планировании своей работы.

Виталий Пригодич: У ребят есть желание быть полезными, воплощать инициативы. Нужно эту активность направлять в правильное русло.

Александра Гончарова
Александра Гончарова: Также необходим механизм поощрения, мотивации и ведения волонтерской деятельности. Например, БРСМ инициировал создание личных книжек волонтеров, в которых собрана информация о волонтерском опыте доб­ровольца, его достижениях. На основе этих данных, ЦК может дать абитуриенту рекомендацию для поступления в вузы на специальности социальной направленности.

…об исторической памяти

Александра Гончарова: Много внимания уделяем сохранению памяти о Великой Отечественной войне. Включали ли в опрос вопросы, связанные с этой темой? Интересна ли она молодежи?

Николай Сухотский: Был открытый вопрос, в котором попросили указать события, которые ребята считают важными. Великая Отечественная война – на первом месте. На мой взгляд, нужно больше рассказывать подросткам о малоизвестных битвах и подвигах, обороне белорусских городов.

Егор Подоляк
Егор Подоляк: Согласен с Николаем Николаевичем. Как-то во время Международного студенческого форума «Свет Великой Победы» мы включили фильм о Ржевском мемориале и битве. Не ожидал, но студенты выходили со слезами на глазах. Очень хорошая идея обращать внимание на отдельные битвы, события. Из таких звеньев и выстраивается патриотическое воспитание.

…о политике и политиках

Светлана Алейникова
Светлана Алейникова: Государство находится в центре ценностных ориентаций молодежи. Подростки воспринимают государство как гарант стабильности своего будущего. Особенность поколения Z в том, что оно интересуется политикой в целом, события в стране его представителей также волнуют. Было интересно посмотреть геополитические ориентации молодежи, отношение к другим странам. Более 60 процентов опрошенных считают, что сотрудничество с Россией в наибольшей степени соответствует интересам нашей страны в настоящее время. Молодежь понимает, что налаживание отношений с геополитическим партнером дает нам множество преимуществ. Также мы поинтересовались у подростков, какими качествами должен обладать политик. Чаще всего выбирали следующие критерии: образованность, профессионализм, лидерство, харизматичность, способность повести за собой, ответственность. Удивительно получить такие зрелые представления о чиновниках от молодого поколения.

Виталий Пунченко: Вопрос про образ политика интересен. Критерии, которые определены, должны стать ориентиром для тех, кто планирует заниматься политикой.

Олег Дикун
Олег Дикун: Впереди выборы в местные Советы депутатов. На первых позициях молодежь отметила образованность, лидерские качества, харизму – важно учесть это при подготовке кандидатов. Молодежь стремится к получению компетенций и коммуницировать также хочет со специалистами высокого уровня.

Николай Сухотский: Кстати, чувство юмора для политика, по мнению подростков, не так важно, оно в аутсайдерах. Хотя в вопросе о качествах, которые они ценят в людях, оно намного выше.

…о патриотизме поколения Z

Светлана Алейникова: У молодежи две явные тенденции: запрос на самореализацию, успех, потребительство. С другой стороны – готовность быть полезным, четко сформированные понятия добра и зла. Говоря о патриотических установках, позиционировании относительно страны, следует отметить, что быть белорусом для представителей поколения Z – это быть белорусом по происхождению.

Ирина Лашук: Этот ответ говорит о глубокой национальной самоидентичности. Вариант «быть белорусом по происхождению» выбрали более 45 процентов ребят – хороший показатель, его нужно удержать и углубить. До этого идентичность была более территориальной: «жить в Беларуси» приравнивалось к «быть белорусом». Теперь на первый план вышли другие факторы. Именно в них, на мой взгляд, зерно национальной идеи, которое мы ищем.

…о присутствии в сети и кумирах

Николай Сухотский: Ежедневно пользуются интернетом 96,6 процента опрошенных. Больше всего времени они проводят в социальных сетях, на развлекательных сайтах (музыка, фильмы), в интернет-магазинах и онлайн-играх. Можно сделать вывод, что их интересует развлекательный контент.


Олег Дикун: А какая социальная сеть самая популярная?

Николай Сухотский: Первое место разделили TikTok и Instagram. Следом идет «ВКонтакте», YouTube. Более половины опрошенных подростков пользуются Telegram, он почти вдвое популярнее Viber.

Ирина Лашук
Ирина Лашук: В опросе было несколько открытых вопросов. Мы привыкли, что во время социсследований эти пункты так и остаются незаполненными. Но молодежь удивила: ребята отвечали развернуто. Особенно активно писали имена блогеров, которых смотрят.

Николай Сухотский: На первом месте – Влад Бумага. Далее идут Дима Масленников, Юлик, Михаил Литвин. А знаете, с кем бы из ныне живущих в мире людей подростки хотели бы пообщаться? С Илоном Маском.

Егор Подоляк: Вполне логично, в Маске как раз есть те качества, которые молодежь ценит: он образован, открыт, коммуникабелен и успешен.

shestakevich@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter