Хотелось бы видеть более обоснованные обращения

Что делать с профессиональными жалобщиками? Недостатки закона об обращениях граждан

Известно ли вам, что ежегодно в административные учреждения направляется от 300 до 400 тысяч (!) обращений. И большая часть этого информационного потока — жалобы, на которые органы власти также обязаны реагировать. Тратится огромное количество времени, ресурсов, но всегда ли это оправданно? Какие проблемы высветила практика применения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц? И что надо сделать для его совершенствования? Большой разговор на эту тему состоялся в Парламенте с участием представителей Администрации Президента, Конституционного Суда, Комитета госконтроля, Национального центра законодательства и правовых исследований.

Григорий Шлык.
Фото СергеЯ Лозюка.
Важность проблемы начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента Григорий Шлык обозначил так:

— В последнее время Президент неоднократно подчеркивал, что в работе с обращениями граждан необходимо уметь слушать и, самое главное, слышать людей. Сегодня это задача для государственных органов всей вертикали власти. В ее решениях необходимо задействовать все возможные механизмы, чтобы свести на нет любые случаи формализма и бюрократизма.

По его мнению, более активно в этом направлении следует работать депутатам. Жизнь сложнее любых правил, на бумаге всего не пропишешь. И зачастую уже после того, как принят закон, случаются такие коллизии, которые без корректировки законодательства  разрешить невозможно. В частности, депутат Палаты представителей Валентин Милошевский обратил внимание на проблему абсурдных, надуманных жалоб.

Валентин Милошевский.
— При сегодняшнем законодательстве мы как–то уж очень сильно опекаем нашего гражданина. Но игра не должна вестись в одни ворота. Люди должны понимать, что есть такие вопросы, которые никто за них не решит и не станет этого делать. Если человеку дан объективный, обоснованный ответ по существу, но он продолжает писать и ходить по инстанциям, то почему бы не возложить на него расходы за понесенные государством издержки.

Проблема профессиональных жалобщиков не нова, и каждая страна решает ее по–своему. В Австрии, например, есть даже «черный список» лиц, злоупотребляющих правом на обращение. Правда, это касается в большей степени дел административных судов. Идея взыскания расходов за необоснованные жалобы, наверное, имеет право на жизнь. И несколько успешных судебных процессов в этом плане могли бы хорошенько отрезвить недобросовестных заявителей. Но одновременно надо улучшать и качество работы с обращениями. Например, каждый третий опрошенный заявитель отмечает: в ответ на свой вопрос по конкретной проблеме он получает отписку либо такую цитату–«загогулину» из нормативно–правового акта, в которой и юрист не сразу разберется.

ЕСТЬ ДАННЫЕ

Как показывают результаты исследования Информационно–аналитического центра при Администрации Президента, каждый второй житель страны (54,5%) в той или иной степени положительно оценивает работу местной власти по решению проблем населения. Негативные отзывы оставили 31 процент опрошенных. Причину обращения граждан в Администрацию Президента почти 63,5% респондентов видят в том, что нижестоящие инстанции не смогли решить их вопрос. Треть — в отсутствии у людей веры, что вопрос будет решен в других структурах. 15 процентов считают, что в Администрацию Президента люди идут потому, что не знают, кто им может помочь, или хотят быстро, без проволочек решить свою проблему.

konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сергей, 55, Могилев
Конечно обидно, что порой сами депутаты, тем более Палаты представителей не знают наших законов. И прежде чем вступать в полемику или давать комментарии  в средствах массовой информации самим стоило б почитать закон. Если уважаемый Валентин Милошевский утверждает, что после направления заявителю "обоснованного ответа" он продолжает писать, то почему б тем кто ответ готовил не воспользуется правом, которое уже прописано в Законе "О прекращении переписки"?  И где в предложениях альтернатива о возложении оплаты материальных затрат тех кто жалуется в случае когда жалоба будет признана обоснованной? Больше похоже "На игру в одни ворота". Или  самим фактом внесения таких выплат кто-то хочет ЗАБЛОКИРОВАТЬ работу Закона?  Проблему вижу в другом, просто среди ныне вновь избранных депутатов юристов фактически нет, за исключением пару человек. Одни педагоги, медики и руководители предприятий, которым "жалобщики" еще на тех постах надоели. Не давайте повод уважаемые чиновники, люди и жаловаться не будут. Количество обращений свидетельствует не столько о "плохих" гражданах, сколько о не совсем "здоровых"  методах управления в некоторых вопросах. Меняйте, ищите, предлагайте, решайте но только возникающие вопросы, а НЕ  САМ ЗАКОН. Качество наших законов это отдельная тема.    
Сергей, 55, Могилев
Конечно обидно, что порой сами депутаты, тем более Палаты представителей не знают наших законов. И прежде чем вступать в полемику или давать комментарии  в средствах массовой информации самим стоило б почитать закон. Если уважаемый Валентин Милошевский утверждает, что после направления заявителю "обоснованного ответа" он продолжает писать, то почему б тем кто ответ готовил не воспользуется правом, которое уже прописано в Законе "О прекращении переписки"?  И где в предложениях альтернатива о возложении оплаты материальных затрат тех кто жалуется в случае когда жалоба будет признана обоснованной? Больше похоже "На игру в одни ворота". Или  самим фактом внесения таких выплат кто-то хочет ЗАБЛОКИРОВАТЬ работу Закона?  Проблему вижу в другом, просто среди ныне вновь избранных депутатов юристов фактически нет, за исключением пару человек. Одни педагоги, медики и руководители предприятий, которым "жалобщики" еще на тех постах надоели. Не давайте повод уважаемые чиновники, люди и жаловаться не будут. Количество обращений свидетельствует не столько о "плохих" гражданах, сколько о не совсем "здоровых"  методах управления в некоторых вопросах. Меняйте, ищите, предлагайте, решайте но только возникающие вопросы, а НЕ  САМ ЗАКОН. Качество наших законов это отдельная тема.    
Надежда, 52, Могилев
Просто ужасно! Депутаты хотят облегчить свою работу! Ну совсем обнаглели! То зарплаты себе повысят, то квартиры шикарные без очереди получают. Простому работяге и так не сладко живётся, даже по сравнению с зарплатами депутатов. И в большинстве случаев доказать свою правоту и так трудно из-за нехватки денег на консультации юристов и адвокатов. А сейчас эти " слуги народа" хотят запугать , мол будете возмущаться нашему беспределу ,так по закону нами принятому будете наказаны!
Вертикаль
А кто задавал себе вопрос: "Сколько жалоб поступало на имя правительства в дореволюционной России". Наверное там кто то из аналитиков тоже предложил послать этих жалобщиков на три буквы, а Владимир Ильич Ульянов (Ленин) внимательно выслушал (Картина "Ходоки у Ленина") и использовал в своей предвыборной борьбе. Что бы плотина рухнула достаточно маленкого ручейка.
Геннадий, 50, Минск
Депутаты не просто правы - они слишком мягко выражаются.
Сотни людей со всей страны сидят и сочиняют жалобы, некоторые на одну и ту же надуманную тему по 10-15-20 раз.
И каждый раз десятки чиновников пишут - проверяют - отвечают на одно и то же.
Ещё что интересно - недостоверные сведения в отношении третьих лиц, письменно изложенные в адрес госорганов, клеветой не считаются и к административной ответственности таких "писателей" привлечь невозможно.
Правильный Закон стал инструментом сведения личных счётов для нечистоплотных людей.
Все мои коллеги - ЗА то, чтобы такие "писатели - выдумщики" платили за свои необоснованные истории.
Они как гири на ногах у общества.  
Провинциал
Профессиональных жалобщиков мало. В большинстве своём граждане вынуждены обращаться неоднократно в разные инстанции, в том числе областного и республиканского уровней власти, т.к. на местах эти вопросы туго решаются, затягиваются сроки рассмотрения обращений, дают отписки, либо эти вопросы не в компетенции местных властей.
Я и другие жильцы подъезда вынуждены были десятки раз обращаться на протяжении лет 10 по одним и тем же вопросам в разные инстанции от районного до республиканского уровней власти. А все потому, что на местном уровне получали отписки либо вообще никакого ответа не получали. И только после указаний ," сверху" удавалось чего - то добиваться, да и то не в полной мере указания выполнялись, сроки неоднократно затягивались. Я на досуге подсчитал, что по одним и тем же вопросам нами было направлено более 50 обращений ( как письменно, так и в электронном виде), плюс телефонные звонки и обращения на личных приемах. Причём, на областном и республиканском уровнях наши обращения считались оправданными и их пересылали на районный уровень для рассмотрения и принятия мер.  На районном уровне мы вновь сталкивались с волокитой, формализмом и полумерами. И мы вынуждены были вновь и вновь обращаться в вышестоящие инстанции, указывая на недочёты. Приходилось изучать законодательство и пальцем показывать на те нормы законов, которые не исполняются. Но для наших чиновников это не всегда указ, они " прикрываются" внутриведомственными инструкциями, которые сводят на нет действия законов. К тому же всё в законах нельзя прописать, нужно идти от жизни, соблюдая дух закона, а не только букву. Если вешать ярлыки, то половина тех, кто обращается с одними и теми же вопросами можно отнести к профессиональным жалобщикам, и я один из них.  
Надежда
В прошлом году два раза обращалась в Климовичский райисполком. Приходилось раньше часто ездить в больницу. А там стоянка для авто  не большая. Машины  вынуждены заезжать в колдобину. Разровняли, пообещали и забыли.Пришлось  провожать в последний путь знакомую. Весенняя распутица. К городскому кладбищу не подъехать, ни проехать. Кое-как толкая машину добрались, но когда услышала, что гроб с другой покойницей  сполз по той же причине с машины... . Обратилась.Пообещали. Ну что? Хоть бы подумали, что  скоро или в больницу ехать придётся( в радиации живём) или на кладбище и пока при власти  ещё, то положили бы асфальт и там и там. Жалеть же будут. Нет денег. Да их никогда нет. Больше не пишу. Что  всем, то и мне.
Провинциал
Чиновники сами создают предпосылки для многочисленных обращений в органы власти всех уровней. Вот, Надежда дважды обращалась в местный райисполком по поводу ремонта небольшого участка дороги. Обещали заасфльтировать, но не выполнили. Кто - то махнет рукой, а кто - то будет с подобными вопросами обращаться в вышестоящие, областные органы власти. Оттуда перешлют обращение в райисполком для принятия мер. Снова по обещают, к примеру, в следующем году заасфальтировать или " когда деньги появятся". Но это простой вопрос. А если более сложный, то и вовсе придётся годами вести переписку с разными инстанциями. А потом чиновники раздражаются, мол, пишут жалобщики, мы им отвечаем а они всё равно продолжают жаловаться. Решать вопросы нужно, решать, и в полной мере! И перед тем, как дать официальный ответ, можно поинтересоваться у граждан, всё ли было сделано, нет ли замечаний, и тд. Человека нужно видеть в обратившиеся, а не жалобщика! И не отмахиваться от него как от назойливой мухи!
Шеин Владимир Васильевич, 72, г.Минск
Где мое заявление?
Сергей, 55, Могилев
Геннадию, 50, Минск вы о чем речь ведете, -"чиновники сидят, читают, решают", это вы что написали, вы сами то поняли? Вы, что в приемной Администрации Президента работаете? Я вам скажу как они читают, многое и порой даже без разбора отправляют на места. Порой даже в нарушение самого закона, когда жалоба написана на конкретного руководителя. По закону даже направлять ее нельзя ему на рассмотрение. И что за это кого-то наказали. А сколько бездумно направленных обращений в районы? В районе то понимают, что решение вопроса даже в их  компетенцию не входит, а из Минска все равно им направляют. Работать там научитесь. Не можете, спросите -поможем, научим. Дилетантов по блату по набирают на работу, что и сами мучаются  и людей мотают по кабинетам.  Вы еще суды сюда прибавьте. Те тоже решений таких понапринимают, что люди аж до Верховного доходят. Правда и там не всегда правды добиваются, причем по закону. Вон материал лежит за два года до Сукало дошли, и что он принял? Нет он по закону все принял. Вот только человек и не привлеченный  оказался , и не наказанный, и извинения ему никто не принес за то, что его фактически милиция  "ОШИБОЧНО ЗАДЕРЖАЛА". Материал лежит, приезжайте дам почитать.  Геннадий, вы думаю поняли, что у меня на каждое мной написанное слово  есть доказательства, причем неопровержимые. И если эту тему кто-то поднимет, по изменению закона, я людям найду что сообщить. СТЫДНО будет всем когда узнают как работают по рассмотрению жалоб. Причины  их нужно устранять, а не законы менять. Закон как раз более менее нормальный. Лучше б проверили как председатели товариществ и ЖСПК  осуществляют прием граждан и как хранят и ведут книги заявлений и обращений и прочие аналогичные вопросы. НЕПАХАННОЕ ПОЛЕ, поверьте мне.  
Сергей, 55, Могилев
Геннадий, а что ж ваши коллеги не предложили альтернативу, ну что б "гирь меньше было на ногах", что б и чиновники и штрафы платили, и выплату морального вреда гражданам когда жалоба будет установлено была рассмотрена необъективно? Ну давайте "в честность поиграем". Мы граждане тоже  ЗА, как минимум за справедливость, которой у вас не просматривается в предложениях.  У меня уже давно лежит ответ одного высокопоставленного чиновника, а вернее два ответа за его подписью, с разницей в один год и шесть дней. В одном он пишет мне отказать в приеме иска в суд по причине того, что я не являюсь потребителем и обязан заплатить 10%  от суммы иска. Иск был в эквиваленте на 60 тыс. долларов. А через год он же мне пишет , что я являюсь потребителем и не должен платить гос. пошлину. Потому как по закону потребители от уплаты гос. пошлины освобождены. И мне по вине зам. председателя Верховного Суда год отказывали в  приеме иска. ГОД, уважаемый Геннадий отказывали!!! Потом и приняли и суд, пусть частично но выиграл. А если б суд соблюдал все нормы права как  положено, то на все СТО процентов это был мой выигрыш. И кого из суда за волокиту в течении года моего иска наказали? Никого. И кто б это мне и моральный вред бы выплатил и государству штраф за неправомерный отказ в приеме иска в суд? Геннадий привет от меня всем своим коллегам. Учите матчасть, как говорил мой ротный. Замечательный человек. Меня вот выучил. И вам того же желаю.  
Ольга, 59лет, Столинский район
Здравствуйте Евгений! Прочитала Вашу статью"Хотелось бы видеть более обоснованные обращения", где вы приводите два мнения:начальника  главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц  Администрации Президента Григория Шлыка и депутата Палаты представителей Валентина  Милошевского. Большое спасибо за мнение Григория Шлыка, вот высказывание Валентина Милошевского возмущают.Ведь не от добра люди пишут жалобы и просьбы, ведь что-то болит, и тебе никто не хочет помочь.У меня проблема, которую я не знаю как решить  и кого просить помощи, если никто не хочет помочь. К кому еще обратиться за помощью - не знаю. Всем наплевать на человека, которому  искалечили жизнь и которому идет угроза жизни.Куда только я не обращалась- везде непробиваемая стена, которую не сдвинуть с места.Помогите! Если Валентин Милошевский может мне помочь, пусть поможет или заставит заплатить деньги, если я к нему приду за помощью. Я не профессиональная жалобщица. За свои 59 лет я обратилась первый раз ,а результат-  полное разочарование , практически, во всех структурах. Осталось написать только Президенту, но он занятой человек, да письмо мое к нему не дойдет. Уважаемый Евгений, если вы можете мне помочь - ПОМОГИТЕ!Мой тел.80333787587.
Татьяна, Модератор
Шеин Владимир Васильевич, 72, г.Минск, Все заявления отправляйте в редакцию: кнопка на сайте в левом верхнем углу.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?