“Хоть вам не мило, тут был Томило”

Чтобы написать эти слова на стене Рейхстага, белорусскому пареньку пришлось пройти через прорыв Ленинградской блокады, не раз выбираться из подбитого танка, освобождать Беларусь и Польшу, крушить гитлеровские “пантеры” в Германии...

Чтобы написать эти слова на стене Рейхстага, белорусскому пареньку пришлось пройти через прорыв Ленинградской блокады, не раз выбираться из подбитого танка, освобождать Беларусь и Польшу, крушить гитлеровские “пантеры” в Германии...

Юность в огне

— Год рождения? 1924-й! — не моргнув глазом, Александр Томило добавил себе год. Никто перепроверять не стал — гитлеровцы приближались к Ленинграду.

В белорусской деревне Заглинное нынешнего Солигорского района Саша успел окончить шесть классов, научился управлять трактором и по призыву комсомола уехал в ремесленное училище в городе на Неве приобретать рабочую профессию. Узнав о формировании народного ополчения, подросток тут же вместе со взрослыми пошел в военкомат. Вооруженный автоматом, Саша стал защитником Ленинграда. И очень скоро 17-летний паренек заслужил первую награду — медаль “За отвагу”.

— А орден Красной Звезды я получил, когда на полуторке перевозил грузы, людей через Ладожское озеро по знаменитой Дороге жизни из блокадного Ленинграда и обратно, — рассказывает Александр Кузьмич. — Едешь по льду, дверка открыта, одна нога на подножке, чтобы выпрыгнуть, если машина начнет проваливаться. Однажды вез в кабине генерала, а в кузове — десяток полковников, штаб какой-то. Три грузовика из колонны ушли под лед, но мне повезло. В следующий раз перевозил солдат, снаряды и две пушки на прицепе. При въезде на ленинградский берег задняя “сорокапятка” провалилась под лед, за что-то зацепилась.

Буксующую машину в такой ситуации ни в коем случае останавливать нельзя — сразу сползет в воду. Томило не растерялся — удержал натужно ревущий грузовик, а тут вовремя подогнали тягач.

В горящей броне

В условиях блокады подростки быстро взрослели, становились универсальными солдатами. Как-то офицер сказал:

— На тракторе работал? Иди, принимай боевую машину!

Так рядовой Томило стал механиком-водителем танка. Потом его, уже командира танкового взвода, вместе с большой группой опытных офицеров и сержантов направили в Первую польскую пехотную дивизию имени Тадеуша Костюшко, остро нуждавшуюся в командирских кадрах. В экипаже наводчиком орудия мог быть поляк, командиром — белорус, русский. И наоборот.

В ходе сражения возле села Ленино в Горецком районе дивизия уничтожила около 1500 солдат противника, захватила 320 пленных, 58 орудий и другое вооружение. За участие в сражении 293 солдата и офицера получили польские и советские боевые награды. Среди них был и командир взвода Александр Томило. Настоящее мужество и отвагу проявил танкист при форсировании Вислы, в боях за Люблин, Краков, Варшаву. Свидетельство того — пять польских наград.

Дальше была Германия, дуэли с “пантерами”, фаустпатрощниками. Александр Томило выстоял, получив медали “За взятие Берлина”, “За победу над Германией”. В первые мирные часы двадцатилетний танкист присел на кусок стены поверженного Рейхстага. Вспомнил все, что по воле гитлеровцев испытал, пережил во время блокады, на пути от Ленинграда через Беларусь, Польшу до Берлина. Взял штык. И нацарапал на стене “Хоть вам не мило, тут был Томило”.

Пчелам сродни

Вернувшись после демобилизации в Заглинное, Александр Кузьмич ужаснулся. Фашисты заживо сожгли отца, мать, четверых братьев и сестру. Люди живут в землянках. В районе сожжены 33 деревни, более пяти тысяч мирных жителей. Все ценное уничтожено или разграблено.

Но вчерашний танкист не привык долго предаваться печали. Женился. Начал отстраиваться. На ближайшей МТС получил трактор. Вскоре хозяйственного механизатора назначили руководителем тракторной бригады.

“Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют” — правоту этих слов еще раз осознаешь, глядя на праздничный пиджак бывшего танкиста, механизатора. С фронтовой — “За боевые заслуги” — соседствует мирная — “За трудовую доблесть”, серебряная медаль участника Выставки достижений народного хозяйства СССР. Тут же знаки ударника 10, 11, 12-й пятилеток. Старательный механизатор ПМК-10 избирался депутатом районного, областного Советов народных депутатов...

Александр Кузьмич передвигается с тростью. Из живности в его хозяйстве — только несколько пчелиных семей. Для ветерана они ценны не только медом, прополисом да воском. В этих насекомых Александр Кузьмич видит черты и своего характера: самозабвенно трудятся, но, почувствовав угрозу, несмотря на смертельную опасность, больно жалят противника.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter