Хоть строй, хоть падай?

Об этом говорилось в Директиве № 1

Видели, как в новомодных сериалах строят дома? Рабочие ходят на высоте, не пристегнувшись, без страховок, с сигареткой в руке. Чтобы не возникал вопрос, куда смотрит прораб, снимают фильм без него. «У вас на стройке несчастные случаи были? — спросил бы Федя из фильма Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», заключив: — Будут». А вот сухие строчки из милицейских сводок: «На строительстве здания делового центра «Бугинком» плотник–бетонщик получил закрытую травму грудной клетки от удара ковшом экскаватора под управлением пьяного машиниста». Или: «В бывшем торговом центре «Юбилейный» во время реконструкции произошло обрушение части стены, под завалами оказался подсобный рабочий».


В общем, хромают дисциплина и техника безопасности не только в бесконечных сериалах, но и в конкретных брестских строительных организациях...


Не стой под стрелой


— Когда стена рухнула? Разберемся, — обещает заместитель начальника Брестского областного управления департамента государственной инспекции по труду Валерий Якимцев, не от подчиненных, а от меня узнавший о происшествии на «Юбилейном».


О пострадавшем рабочем медики пока говорят скупо: прооперирован, состояние — тяжелое, в реанимации.


А вот ребро у плотника, минувшей зимой попавшего под неконтролируемый ковш, уже срослось. И с ситуацией на стройке делового центра «Бугинком» детально разобрались. Сначала — правда, лишь через 5 дней после ЧП — машинисту экскаватора объявили выговор. Так решил директор фирмы «Индмонтаж», в которой работал экскаваторщик.


— Но с таким наказанием не согласилась прокуратура Московского района Бреста. По нашему требованию экскаваторщик уволен с работы по статье за пьянство, — сообщила Ирина Чернявская, заместитель начальника отдела прокуратуры Брестской области.


Заодно выяснилось, что фирма «Межстрой», где трудился плотник, к соблюдению техники безопасности относится с прохладцей. Руководитель заказал у коллег экскаватор, не имея проекта по безопасному производству работ. За что и был оштрафован. А плотник, оказалось, не прошел инструктаж и необходимую стажировку. Трудился, но «не осознавал опасность своего нахождения в опасной зоне работающего экскаватора», заключила прокуратура...


— «Забывают» поставить на леса защитные ограждения, экономят на досках для настила. Не надевают предохранительные пояса при работе на высоте, — называет основные причины ЧП на строительных объектах Валерий Якимцев. И добавляет: — Чаще трагедии случаются с опытными работниками.


Притупляется чувство опасности? Но помогут ли в таких случаях инструктажи, даже если их проводить каждый день? К сожалению, есть и травмы, есть и смертельные случаи. Очень трудно уволить пьющего рабочего, за него сразу вступаются — мастер, профсоюз, родные:


— Если выгонят с работы — лишится общежития...


— Не сможет выплачивать кредит за квартиру...


— У него сын на платном отделении учится...


Знакомо?


В Комитете госконтроля Брестской области полагают, что одна из причин некачественного и опасного для здоровья строительства — проблемы с кадрами. В подтверждение — цифры: в минувшем году на Брестчину распределено 200 выпускников — специалистов строительного профиля, а заявок подано 415...


И шум, и пыль


Строители способны покалечить не только себя. Вот в деревне Скоки Брестского района могла случиться беда. Выбирая ракурс для фото реставрируемой усадьбы Немцевичей, я сама не раз спотыкалась на здешней лужайке. Не смотрю под ноги, виновата... Но ведь рядом с усадьбой — школа. Дети — любопытные, резвые. Учителя били в колокола, требуя оградить стройку, а реставраторы оставались глухи к просьбам. Пока не вмешались журналисты. Наша газета задалась этим вопросом в одной из публикаций о безопасности («Мелочи надо исключать из школы», «СБ» за 12 мая), мой коллега с СТВ снял репортаж. И вот — результат!


— Сразу же территорию оградили сеткой, — довольна заместитель директора Скоковской общеобразовательной школы Галина Сковородко.


Но родители, отпускающие своих детей в брестские школы №№ 3 и 7, спокойными быть не могут. Третья школа соседствует с долгостроем фирмы «Облик» по бульвару Космонавтов. Зайти во двор не составляет труда, поскольку нередко на стройплощадке — ни души. Ворота из сетки, согнувшейся под тяжестью знака «Въезд запрещен», открыты...


На сплошное ограждение вокруг бывшего военного госпиталя по улице Пушкинской, который реконструируют для милицейских служб, тоже не хватило денег. И здесь доступ на объект — свободный. За те пять минут, пока я щелкала фотоаппаратом, мимо склепанной из подвернувшихся досок изгороди в седьмую школу прошли десятка два детишек...


Жильцы домов №№ 11, 13 по улице Парковой в Барановичах тоже сетуют на строителей, которые обосновались во дворе.


— Подъездных путей к стройке нет. Техника перемещается по улице Новаторов, которая превратилась в бездорожье. Дети идут в школу, рядом — машины. Газоны все заезжены. Пыль — столбом, — возмущена позвонившая в брестский корпункт Ольга Новикова, живущая в одной из страдающих от шума квартир.


В КГК, куда на днях обратились жильцы после безрезультатных жалоб барановичским эпидемиологам, обещали разобраться. Согласятся ли строители меньше шуметь и пылить? Сомневаюсь. А вот въездные ворота, скорее всего, постараются закрывать.


Немало фактов халатного отношения строительных организаций к созданию безопасности для окружающих собрала также группа по мониторингу учреждений образования Брестской области, которая работала в регионе. Владимир Зданович, руководитель группы, председатель Комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Палаты представителей, заметил, что сетования на нехватку средств не станут смягчающим обстоятельством, если случится беда.


Что ж, вывод сделаем вот какой: давайте беречь себя и тех, кто рядом. Нас ждут дома.


Цифра


В первом квартале этого года на Брестчине в различных отраслях народного хозяйства зарегистрировано 47 случаев производственного травматизма. Погибли на производстве 4 человека, 15 получили тяжелые травмы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter