Можно ли нарядить елку по отечественной моде

Хоть шаром покати

Елочные базары начнут работать в стране только с 18 декабря, но в сувенирных отделах магазинов уже с ноября полно народу. Новогодних игрушек много, но есть ли среди них наши?


Последнее время все активнее развивается мода на белорусское. Мы носим вышиванки, вплетаем этно-мотивы в домашний интерьер, покупаем вещи от наших дизайнеров и так далее. Желая влиться в тренд, решила поискать и елочные игрушки от отечественных производителей. В одном из магазинов крупной торговой сети от разнообразия новогоднего ассортимента рябит в глазах. На елку предлагают повесить шары, шишки, декоративные палочки вроде американских леденцов, игрушки в виде совы, мороженого и многого другого. Украшения пластиковые, достаточно примитивные, но доступные — около 5 рублей за упаковку, в которой три, шесть и более игрушек. Естественно, made in China. 

Заглядываю на новогодний базар в минском ЦУМе. Китайская пластиковая штамповка занимает около 80 процентов новогоднего ассортимента. Цены начинаются от 50 копеек за шарик. Есть фигурки из России, стеклянные шары из Польши. Цена уже совсем другая. Комплект из четырех польских игрушек стоит 35—40 рублей. Радуюсь, натыкаясь на стеллаж с выведенным красными чернилами “зроблена ў Беларусі”. Стеклянные фигурки — от 4,5 рубля за штуку, шары — от 5,5. Учитывая, что собственных игрушек у нас не было более десяти лет, это по-настоящему приятная находка. 

В советское время в Минске работал цех по их производству. Но после распада СССР предприятие, ориентированное на ручной труд, не смогло конкурировать с появившимися на рынке производителями недорогих конвейерных украшений. Наши крупные стеклофабрики так и не представлены на этом рынке до сих пор. Менеджер отдела маркетинга и рекламы ОАО “Стеклозавод “Неман” Жанна Кучинская объясняет:

— Мы предлагаем потребителю новогоднюю сувенирку вроде Деда Мороза, Снегурочки, елочек, снеговичков, символа этого года собаки. Но елочные игрушки не производим. Наши художники могут нарезать шарики, нанести гравировку, красиво запаковать. Но это будет не поточный ассортимент, а штучный.

Откуда же тогда в наших магазинах появились отечественные елочные украшения? Все ответы — в Музее елочных игрушек, открывшемся этой осенью в одном из торговых центров Минска. Его создатель Андрей Бегун (на фото) объехал полмира, чтобы собрать уникальную коллекцию, которая сегодня насчитывает более тысячи экспонатов:

— Когда в 2014 году впервые выставил ее в Национальном историческом музее, экспозицию посетило около 30 тысяч человек. Тогда и появилась идея возродить в стране производство этих украшений. 

Андрей диверсифицировал свой бизнес в сфере телекоммуникаций и открыл фабрику, на которой сегодня производят более 70 тысяч новогодних игрушек в год. Выпускают расписанные вручную стеклянные шары, в том числе с вышиванкой и “беларускай мовай”, игрушки в стиле фьюзинг (техника запекания стекла), формовые — напоминающие советские, в виде машинок, шишек, часов и так далее. На фабрике делают гипсовые фигурки, а также возродили производство Дедов Морозов, таких, как в детстве. 

В плане на будущий год — организовать небольшое стеклодувное производство, так как в настоящий момент шары на фабрике не выдувают, а расписывают и декорируют уже готовые украинские основы. 

— Есть идея сделать маленький цех. Но даже он предполагает создание проектной документации, согласование с газовиками... — объясняет руководитель фабрики. — Чтобы поставить одну газовую горелку, нужно потратить не один десяток тысяч долларов. Но главное — это кадры. Специалистов по выдуванию игрушек в стране нет. Проблема в том, что их не готовят и в России, и в Украине, где существуют стеклодувные производства. Обучение происходит непосредственно на фабриках у опытных мастеров.

Новогодний декор — товар сезонный. Спрос на него лишь несколько месяцев, но, чтобы произвести нужный ассортимент, трудиться нужно целый год. К тому же никогда не знаешь, как будет продаваться в конце года продукция, которую ты произвел в его начале. Да и продвинуть новый ассортимент совсем непросто. 

— Нет никакой гарантии, что, являясь белорусским производителем, ты будешь принят в торговых сетях, — рассказывает бизнесмен. — Одни привыкли работать с постоянными поставщиками и не хотят ничего менять, другие предлагают произвести расчет за проданный товар спустя несколько месяцев. В самую крупную торговую сеть в стране мы так и не попали. С государственными магазинами работать оказалось проще. Наша продукция есть во всех крупных универмагах Минска. Начали поставлять товар в регионы — Брест, Витебск... 


Сейчас Андрей пытается освоить зарубежный рынок. На фабрике готовят коллекцию для участия в тендере сети “Ашан” в России. Бизнесмен уверен, что его товар может конкурировать на рынке, даже несмотря на сильную китайскую экспансию:

— Отдаю себе отчет, что сегодня мало производить просто цветные шарики — их миллионы. Нужно искать свежие мотивы, новые технологии. Мы, например, производим шары с барельефным узором, поставили на промышленный уровень фьюзинг, в котором работают артельщики. На крупнейшей выставке производителей елочных украшений Christmas world во Франкфурте, в которой участвовала наша фабрика, эти технологии были представлены в единственном экземпляре. 

Андрей говорит, что у иностранцев большой интерес к нашей продукции:

— Россияне, украинцы априори считают все белорусское хорошим и качественным. У нас же о своих товарах нередко совсем противоположное мнение. Но это неправильно. И это нужно менять. Нам есть чем гордиться. Поэтому и игрушки у нас должны быть свои. 

Законодателями моды в сфере новогодних елочных игрушек считаются Германия и Польша. Их украшения, как “Феррари” в игрушечном мире. Изделия ручной работы стоят баснословных денег. Например, стеклянный паровозик от польского производителя Komozja Family продают за 90 рублей, небольшого снеговика с мольбертом — за 120.

Ручная работа с иголочки

Для тех, кого волнует в первую очередь не цена игрушек, а их эксклюзивность, работают ремесленники. На выставке “Млын” уникальные елочные украшения представили несколько десятков мастеров со всей страны. На полках магазинов таких произведений искусства точно не найдешь. Однако за уникальность придется хорошо заплатить. Пластиковые игрушки в технике декупаж продают по 25 рублей за каждую, елочные фигурки из папье-маше и деревянные шары, открывающиеся, словно матрешки, стоят 30 рублей. 

— Раньше интерес к ручным изделиям проявляли в первую очередь иностранцы, — объясняет мастер Ольга Туркова. — Но со временем и белорусы стали ценить такие работы. Например, один елочный шар из шерсти валяется несколько дней. Можно ли такие вещи ставить в один ряд с зарубежной штамповкой?!

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter