Хостели как лучше

Хостел — слово, напоминающее отель. Но это не гостиница с номерами, а скромный приют для небогатых путников...

Хостел — слово, напоминающее отель. Но это не гостиница с номерами, а скромный приют для небогатых путников: стоящие в ряд кровати, общие кухня, санузел. По–нашему можно было бы сказать — общежитие. Так это слово, впрочем, и переводится с английского hostel. Здесь туристы останавливаются на ночь или на несколько дней, чтобы посмотреть окрестные достопримечательности и двинуться дальше в путь — к новым городам и странам. Именно поэтому так легко путешествовать по Европе миллионам искателей впечатлений, особенно студентам. Потому что десяток–другой евро (максимум!) за ночевку — это по карману каждому. У нас туристу предлагают пока что 3 — 5–звездочные отели по вполне кусачим ценам. Другой альтернативы нет. И зачем тогда удивляться: почему к нам мало едут?!


Номер с видом на Ратушу


Не буду далеко ходить. Напомню, как было дело на «Славянском базаре в Витебске». Престижные и недешевые «Эридан», «Лучеса» и «Витебск» не пустовали. Но масса народу, приехавшего на концерты, селилась у знакомых или в общежитиях — пусть в стесненных условиях, зато недорого.


Немногие знали о том, что витебчанин Владимир Романович еще в минувшем октябре открыл на Суворова, главной улице исторического центра, первый в городе хостел — с видом на Ратушу. Ведь среди белорусов и жителей других стран большинство — среднего и ниже среднего достатка. А посетить красивый город и послушать музыку хотят все независимо от количества денег в кошельке. Романович дал возможность сделать это за символическую плату. Но столкнулся с непредвиденными обстоятельствами: «Не оправдались надежды на то, что в город приедет много туристов. А это наша основная клиентура».


Хостел переехал на окраину города — на 5–й этаж обыкновенного многоквартирного дома. 4–комнатные «апартаменты» здесь могут принять одновременно 9 человек. Койко–место стоит 60.000. В сумму включен пакет услуг: беспроводной интернет, интернет–телевидение, комплект чистого белья. Что еще нужно, чтобы «перекантоваться»? Не забыть из дому несессер.


Все будет хоккей!


Хостелы нужны в каждом райцентре. Без дешевого жилья здесь не будет туристов. Но чтобы открывать мини–гостиницы эконом–класса, нужен на них спрос. Со стороны путешественников, которых мало. Замкнутый круг.


Вообще странно: вроде бы туры в глубинку организовываются, экскурсионные автобусы заметны и на улицах больших городов. В чем проблема? Романович четко уловил тенденцию: «Даже в немаленький Витебск туристические группы приезжают на день, если не на несколько часов. На больший срок здесь не задерживаются. Соответственно некому ночевать, а значит, некому бронировать номер в хостеле. В отелях же останавливаются командированные или бизнесмены».


Тем не менее к нам едут иностранцы — так называемые неорганизованные туристы, любопытствующие: своим ходом. Их со временем станет больше, им нужно будет где–то останавливаться. Конечно, не в «Лучесе», которая по карману Таисии Повалий, но не студенту или инженеру из Парижа или Пярну.


И если в Витебске есть хотя бы 1 хостел, то в других областных центрах я не нашел ни одной точки, где можно недорого переночевать. Даже приграничные Гродно и Брест, которым, по идее, положено быть лидерами в продвижении новаций, рады гостям лишь в «стандартных» гостиницах — естественно, за ваши деньги: от 100 тысяч рублей и выше. Путешествие в «королевский город» Гродно с такими ценами может пройти действительно с королевским размахом. Особенно если ехать семьей.


На всю страну сейчас всего 3 хостела: кроме Витебска, еще 2 — в Минске. 1 июля на Партизанском проспекте в обычном многоквартирном доме открылся «Постоялец» на 58 мест, большинство которых пока пустует. Дмитрий Наркевич, начавший этот бизнес, верит, что туристы появятся: «Минск — деловой город. Путешественников здесь немного. Вся надежда на спортивные события осени». «Постоялец» понемногу обретает известность: здесь уже селились туристы из Японии, Китая, Перу, Болгарии, соседних стран. У Наркевича, отработавшего много лет в гостинице «Планета», есть четкий бизнес–план: «Я начал это дело по совету друга из Санкт–Петербурга. Хостелы там востребованы. Будет высокий спрос на них и в Минске — особенно в преддверии чемпионата мира по хоккею».


Клуб путешественников


У Наркевича с 11 августа появился серьезный конкурент. Романович открыл «на пробу» хостел в Минске. И если в «Постояльце» минимальная цена за ночь — 85.000, то в Hostel Jazz — 62.000. В 3–этажном особняке недалеко от Комсомольского озера могут разместиться 40 человек. На 3–м этаже отведено место для концертов и выставок. Во дворе — барбекю, баня. Это не просто ночлежка, а своего рода «клуб путешественников». Единственное, чего здесь нельзя делать, — пить и курить. За порядком следят администраторы на рецепции.


Однако на мою просьбу показать хотя бы одного иностранного туриста, Романович развел руками. Основной контингент «местных жителей» — студенты. Койко–место здесь можно снять на месяц за 470.000 — 750.000 рублей. По нынешним временам — выгодное предложение.


Несмотря на то, что хостелы пока не перенаселены и конкуренция между ними шуточная, они стали теми краеугольными камнями, на которых в будущем должна вырасти сеть гостиниц эконом–класса. Без них не будет массового туриста. Романович, по крайней мере, готов идти в регионы.


Возможно, чтобы хостелов становилось больше, нужно специальное налоговое законодательство — по образцу разработанного для агроэкотуристического бизнеса. Недорогих домиков в деревне за несколько лет открылось почти тысяча. Есть повод задуматься о переносе опыта с сельской почвы на городскую.


Справка «СБ»


Идея хостела «изобретена» в 1909 году немецким учителем Ричардом Ширманном. Он задумал по воскресеньям совершать со своими учениками загородные прогулки. Педагог организовывал ночлег в школах: вечером из классов убирали столы и стулья, а на пол клали мешки с соломой. В 1920 — 1930–х годах хостелы открылись в других странах Европы. В Амстердаме в 1932 году основана Международная федерация хостелов. В середине прошлого века идею помогли развить хиппи: страсть к перемене мест при готовности довольствоваться минимальным количеством удобств привела к росту количества дешевых отелей. Сейчас насчитывается более 4.500 хостелов в 60 странах, даже в таких экзотических, как Бахрейн, Кения, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и Уругвай. Наконец–то малобюджетные гостиницы стали появляться и у нас.


Со знанием дела


Вадим Кармазин, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма:


— Без гостиниц не может быть туризма. Не хватает 2– и 3–звездочных гостиниц, особенно в районных центрах, где можно было бы остановиться за сравнительно невысокую плату. Мало не только хостелов, но и стоянок для автотрейлеров. Решить эти проблемы государство не сможет в одиночку, а лишь вместе с частным бизнесом. И мы готовы помочь всем, кто возьмется за реализацию интересных проектов.


Марина Кондрашова, руководитель системы бронирования отелей в интернете Hotel.by:


— Хостелы распространены в «экскурсионных» странах — Франции, Чехии. Там есть на что посмотреть, где развлечься, поэтому туда движется огромный поток туристов, и среди них особенно много студентов. На них в первую очередь и рассчитаны недорогие «ночлежки». Беларусь пока не может конкурировать по привлекательности даже с Польшей. Поэтому я не вижу предпосылок для массового появления хостелов. Но то, что бюджетных мест для ночлега не хватает, — это факт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter