Хоровод с граблями

Только не говорите, что не любите танцевать: не поверю.
Только не говорите, что не любите танцевать: не поверю. А как вы думаете, на что похож хоровод, участники которого, взявшись за руки, неторопливо идут по кругу? По словам Николая Котова, балетмейстера-постановщика, научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории белорусского фольклора филологического факультета БГУ, этот старинный танец символизировал солнце. В Беларуси хороводы водились повсеместно. И не ради забавы - они были приурочены ко многим народным праздникам. Примечательно, что никакого музыкального аккомпанемента не было: танцоры сами пели обрядовые песни. Без хороводов не обходились ни Коляды, ни Новый год, ни Купалье. Но большинство приходилось все же на весну. Крестьяне ленточками украшали куст и кружились вокруг него в хороводе. Обряд этот так и назывался - "вождение куста". Наши предки надеялись, что таким действом они приблизят расцвет природы.

А еще существовала традиция водить хоровод вокруг деревни - для того чтобы уберечь ее от всевозможных проблем, будь то болезни или пожары. Один человек на коне опахивал землю по краю всего села, а остальные, держась за руки, цепочкой шли за ним и пели. Шумным, если не сказать торжественным, был Юрьевский хоровод, приходившийся на 6 мая. Его устраивали как бы в помощь просыпающейся после зимы природе, чтобы та одарила богатым урожаем. По словам Николая Кононовича, в Житковичском районе Гомельской области все от мала до велика высыпали на улицу и направлялись на окраину деревни. Это грандиозное шествие возглавлял парень с высоко поднятыми граблями, к которым был привязан красный передник. А идущий последним юноша нес грабли с зеленым фартуком. Девушки-односельчанки ради благого дела предоставляли им эти предметы гардероба. Причем красный цвет символизировал солнце, зеленый - дары земли. Колоритный хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае. Люди приносили на поле испеченный накануне большой каравай и "подкармливали" им землю. В одних деревнях его крошили, в других - разламывали на четыре части и закапывали в разных местах.

Хороводом встречали крестьянки и "зажинки", начало жатвы. Танцевали и только потом принимались за работу. Первый сжатый сноп приносили хозяину - и опять в хоровод.

Приходило время "дожинок", окончания жатвы, и женщины кружились в хороводе вокруг "бороды" - пучка колосьев, который они оставляли в поле. Так просили благосклонности у природы на следующий год.

Но не только обрядовые танцы существовали у наших предков. Как и мы сегодня, они любили подзарядиться положительными эмоциями. Были популярны "Лявонiха" и полька. Последняя, кстати, "уроженка" Чехии, давно укоренилась на белорусской земле, подходя нам по темпераменту.

Каждый субботний вечер вся деревня сходилась на широкий деревянный мост - своеобразную танцплощадку. Танцуя польку, иной особо энергичный плясун состязался с гармонистом: кто из них раньше устанет? Порой две деревни устраивали соревнования по кадрили, выясняя, чьи танцоры лучше. Николай Кононович называет кадриль "танцем зазнайства" - каждый спешил продемонстрировать всем собравшимся: полюбуйтесь, какой я удалец.

А в забавном на первый взгляд танце "Юрочка" притаилась народная мораль. Судите сами. Первый парень на деревне, сердцеед и объект девичьих грез, танцует одновременно с несколькими барышнями. Поначалу они льнут к нему, и Юрочка готов выбрать всех сразу. А потом девушки его отталкивают: зачем им этот ловелас? Он кидается то к одной, то к другой, но остается один.

Так что осмысленные были в старину танцы. В них закладывались людские надежды, ирония, кокетство.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter