— Бегут к окну посмотреть, кому еще отключили электричество.
Эта шутка несет в себе очень глубокое наблюдение о природе человеческой. Ведь, согласитесь, если в ситуации с затмением в квартире вдруг обнаруживаешь, что в темноте весь двор, сразу отпускает.
— Ни у кого света нет!
— Ну понятно. Что-то вырубилось.
И совсем другое дело, когда в соседних окнах горят огни. Становится тревожно, идешь проверять пробки, и за что тебе одному все это?!
— Смотри, аккуратно, чтобы током не ударило!
— Да я смотрю, ерунда какая-то, не в пробках дело.
И совсем противно становится.
Так со всем.
— А что у тебя по контрольной? — спрашивает Даша подружку.
— Девять.
— Маша, а что у тебя?
— Десять.
Вижу, как у дочки тут же портится настроение. Одно дело, когда весь класс плохо написал, тогда можно радостно выкрикнуть:
— Мама, все очень плохо написали! Всем максимум семь!!!
И гордиться, что и тебе тоже семь.
Дальше больше. Люди не равны. Начнем с того, что одни больше работают, другие склонны к разгильдяйству. Все мы встречаемся на улице, смотрим в упор или стараемся отвернуться, чтобы не расстраиваться. А еще находим выгодные объяснения. Отчего у девушки машина, а у меня нет? Понятно, отчего! И хорошо было жить в СССР, все примерно одинаково были одеты и жили по одной схеме. Ну единицы, совсем уж редкие люди, покупали продукты в специальных магазинах, остальные довольствовались выброшенной колбасой и колготками.
— Сегодня в ГУМе сапоги выбросили! Два часа в очереди отстояла, остался только 40-й размер. Ну взяла, что же делать...
Моя бабушка рассказывала о военном детстве, завершая истории словами: “Усе так жылi... Можа і добра было, што аднолькава”.
К бабуле приходили “пагараваць” соседки. Сядут на лавке, повздыхают, всплакнут, и полегчает на душе — не у одной меня “цяжкi лёс”.
Меня удивляло, что они совсем не делятся радостями. Хорошее каждый прятал, приговаривая: “Маўчы, будзь хiтрэйшы!”
А мне хотелось, чтобы наоборот. Хорошо, что бабули все повторяли: “Хай у iх па-другому будзе”. Так в голове отложилось, что всегда бывает еще и по-другому.
— Посмотри во двор, все в шапках! — строго указывала мама на бредущих с утра пораньше в школу детей.
— А вон мальчик без шапки...
— Это глупый мальчик, хочет менингит заработать!
Я шла в школу обходной дорогой, чтобы мама из окна не увидела, несла шапку в портфеле, и кто-то говорил: “Вот и девочка без шапки пошла, и я пойду!” Так мы со временем увеличивали критическую массу детей без головных уборов, наступала весна.
Бессознательно я стала внедрять в жизнь “по-другому”. Все вздыхают тяжело, что задали учить стих на две страницы, а я собираю желающих, мы идем в гости к Сереже, печем пирог, учим стих и даже делаем на него инсценировку. Учительница поддерживает инициативу и открывает кружок “Пушкинисты”. И вот уже весь класс учит стихи с пирогами, а с выпечкой Пушкин — это вам не на голодный желудок. Стихи, которые дети читают на уроке, пахнут ванилью. Теперь на всю жизнь Пушкин вкусный.
Мир — это движение. Планет, частиц, энергии. Все это проецируется на общественную систему. Сначала группа людей пребывает в одном состоянии, но всегда способна сменить его. Нужно только деликатно и вовремя дать знак. Подтолкнуть и направить. В психологии есть понятие “чистое окно”. Это когда в помещении не прибрано, но кто-то вымыл окно, и сразу возникает физиологическая потребность привести в соответствие все пространство, иначе эта неопрятность мучит и ранит. И наоборот, было чисто, но кто-то бросил окурок мимо урны, рядом появился еще один и вот уже все забросано мусором. Так вот можно все поправить и все испортить. Как мы поступим, зависит только от желания созидать либо разрушать.
— Мы самый непослушный класс! — хвасталась дочь когда-то.
Разрушать проще. В самом этом процессе скрыта сила, но после не остается ничего — вакуум. Это ни к чему не приводящее действие. Попробуй теперь построить что-то на руинах. Созидание — процесс, сталкивающийся с большим количеством препятствий и сопротивлением. Внутренним — от самого себя, внешним — от обстоятельств. Зато после ты продолжаешь получать силу. Недавно была в Риме. Он великий, созданный на века. Созидатели Рима ушли, но о них помнят. Обожаю эти строки Байрона:
Покуда Колизей неколебим,
Великий Рим стоит неколебимо,
Но рухни Колизей — и рухнет Рим,
И рухнет мир, когда не станет Рима.
Так вот, я о простом хотела сказать. Если видите, что где-то что-то можно направить на созидание, улучшить, так попробуйте. Радость не в том, что у соседа также плохо, а в том, что, когда свет отключается, все зажигают свечи и многоквартирные соты начинают играть сказочными огнями. А если у тебя одного с проводкой беда — знай, в этом мире полно электриков, которые с удовольствием распаяют, прозвонят и наладят. Стремление благополучно жить, созидать и помогать ближним — вот, на мой взгляд, здоровая основа для процветания любого общества. Ну не сложно же?