Нынешнее ситуация в США напоминает общественно–политическую обстановку накануне Второй мировой войны

Хорошо забытое старое

После президентских выборов самая могущественная страна мира раскололась по линии, по одну сторону которой осталась идея мирового господства Америки, проигранная Клинтон, а по другую — сосредоточение на внутренних нуждах и проблемах, предложенное Трампом. Но такая ли уж это новая коллизия? Любопытно отметить, что нынешняя ситуация во многом напоминает общественно–политическую ситуацию накануне Второй мировой войны. Когда в Европе загромыхали кованые сапоги нацистов, США с трудом преодолевали губительную рецессию, были сосредоточены на решении внутренних задач и исповедовали активный изоляционизм. Президент Рузвельт придерживался политики нейтралитета относительно европейских дел. Однако чем более он сосредотачивался на нейтралитете, тем более ход европейских событий на атлантическом и тихоокеанском пространствах заставляли его активнее внедряться в международные дела.


В конечном итоге, как отмечает автор классического исследования об Америке во Второй мировой войне Уильям О’Нейл, принять активную политику защиты Соединенных Штатов от агрессии их вынудили сами агрессоры — Япония, совершившая злодейское нападение на базу военно–морского флота Перл–Харбор на Гавайях, и Германия, объявившая Соединенным Штатам войну в конце 1941 года.

В условиях мировых опасностей (а мировой терроризм — именно такая глобальная угроза) исторические обстоятельства требуют коалиции мировых государств. Образцом такой коалиции явилось американо–англо–советское сотрудничество во Вторую мировую войну. Три гранда мировой истории — Рузвельт, Сталин и Черчилль — сумели преодолеть взаимное недоверие, подняться выше предрассудков и создать устойчивое союзничество, которое и положило конец нацизму. Именно отсутствие такого союзничества сегодня привело к тому, что после распада СССР новая возникшая мировая угроза — международный терроризм — была проигнорирована. А потом, когда его действия дали о себе знать в Европе, в Соединенных Штатах, в России и фактически взорвали Ближний Восток, ведущие государства мира стали действовать в одиночку и не спешили с принятием решительных мер, ожидая, что кто–то другой сделает за них необходимую работу.

Нынешняя ситуация свидетельствует о геополитическом провале нового мирового порядка, объявленного президентом Бушем–старшим после распада СССР, а затем реанимированного Бушем–младшим. Джордж Буш–младший фактически осуществил выход Америки из системы мировых договоренностей, заявив, что «нам нужно обеспечивать безопасность Америки, а не демонстрировать верность старым договорам», разделил мир по «оси зла», объявил, что «кто не с нами, тот против нас».

Это была роковая стратегическая ошибка, так как под военными ударами мировой терроризм не дрогнул, как ожидалось, а смог перестроиться, отступить, накопить силы и даже объявить новое государство. Удар террористических формирований по Ираку и Сирии одновременно был неожиданным для всех в мире. Характерно, что и там, и там армии сдавались практически без боя, террористам удалось захватить огромные территории и мощные арсеналы новейшего американского оружия, которым была снабжена армия в Ираке, а также огромные средства в банках.

Сегодня мировой терроризм, организованный в ИГИЛ, представляет собой своеобразное масляное ядовитое пятно на теле планеты. Как только его подвергнешь давлению в одном месте, оно расползается в другом. Террористические образования перфорировали социально–экономические структуры европейских государств, практически всех ведущих государств мира.

Речь, следовательно, идет о необходимости принятия исторических решений, которые по силе и значимости для мирового сообщества могли бы сравняться с решениями, принятыми союзниками антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны.

Только коалиция, союз ведущих государств мира способен начать против терроризма эффективную борьбу. Эта борьба будет очень долгой, но требует напряжения всех сил и мировой солидарности. Соединенные Штаты могли бы исполнить свою роль лидера миропорядка, создав такую коалицию. Однако условием подобного лидерства является способность Америки привлечь к сотрудничеству ведущие государства мира. В объединение должны войти ведущие государства мира — Китай, Россия, многие члены «двадцатки», государства Евросоюза.

Только после этого может наступить эра мирового сотрудничества, способная объединить и план Трампа для мира, и план Путина, и план Си. Однако надо торопиться, ибо мировое развитие может принять и иные направления, потенциальная зона сотрудничества может перерасти в соперничество, конфронтацию, конфликт.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter