МИД рассказал, как удалось увеличить экспорт в сложные времена пандемии и за счет чего мы заместили импорт

Хорошо сделано — выгодно продано

Белых пятен на карте внешнеэкономической деятельности нашей страны не осталось. «Сделано в Беларуси» так или иначе присутствует на всех континентах, а во многих государствах наша продукция давно стала любимой и востребованной. Останавливаться на этих успехах дипломаты и экономисты не собираются, наращиванию экспорта посвящен отдельный раздел Программы деятельности Правительства до 2025 года.

Фото Алексея Столярова

Подводя итоги

Прошедшая пятилетка была непростой для социально-экономического развития нашей страны. Только дважды, в 2017 и 2018 годах, складывалась благоприятная ценовая конъюнктура для экспорта. В остальное время кризисные явления в мировой экономике не способствовали росту цен. Прошлый год вовсе стал беспрецедентным: жесткие ограничительные меры в связи с пандемией в большинстве стран-партнеров, уход от привычного формата ведения диалога, повсеместное усиление протекционизма — все это привело к снижению экономической активности в глобальном масштабе.

По оценкам Всемирной торговой организации и Международного валютного фонда, объем мировой торговли в 2020 году сократился на 9,6 процента. Однако, несмотря на негативные внешние факторы, наша страна сумела сохранить присутствие на зарубежных рынках и даже обеспечить позитивную динамику развития экспорта в целом.

Александр ГУРЬЯНОВ.

— В прошлом году белорусская продукция экспортировалась в 176 стран. По итогам 2020-го объем белорусского экспорта товаров и услуг возрос на 12,7 процента к уровню 2015 года. При этом почти на треть обеспечен ускоренный рост экспорта услуг (на 31,6 процента), а их доля составила практически четверть от совокупного объема экспорта, — рассказал нашим корреспондентам первый заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов.

И хотя в целом в прошедшую пятилетку экспортные цены снизились, экспорт белорусских товаров удалось нарастить на 8,9 процента за счет увеличения его физических объемов при росте промышленного производства и качественной диверсификации товарной структуры.

Во внешнеполитическом ведомстве особо подчеркивают достижение ключевого параметра эффективности внешнеэкономической деятельности — сбалансированности внешней торговли товарами и услугами. По итогам 2020 года положительное сальдо составило 1,9 миллиарда долларов. Это стало возможным благодаря опережающему развитию экспорта над импортом, уточняет Александр Гурьянов:

— Физические объемы импорта товаров за пять лет выросли только на 9,4 процента, а это прямой результат модернизации действующих и создания новых экспортно ориентированных производств («Штадлер», «БЕЛДЖИ», «Белагротерминал», завод беленой целлюлозы), а также реализации отраслевых и региональных программ импортозамещения.

Задачи на новую пятилетку

Наращивание экспорта остается важнейшим стратегическим приоритетом развития открытой белорусской экономики в 2021–2025 годах. В принятой в конце прошлого года программе деятельности Правительства поставлена задача обеспечить рост экспорта в 2025 году до 50 миллиардов долларов. Для ее решения необходима товарная и страновая диверсификация экспорта. Это сделает нашу экономику устойчивой к внешним вызовам, подчеркивает первый замминистра:

— В основе товарной диверсификации — повышение конкурентоспособности производственного сектора путем ускоренного развития действующих и создания новых высокотехнологичных производств. Важнейшее значение приобретает вопрос привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь для создания новых экспортно ориентированных производств в высокодоходных отраслях и реализации намеченных инфраструктурных проектов.

Такие комплексные меры по увеличению производства высоколиквидной и качественной продукции должны обеспечить рост доли высокотехнологичных товаров до уровня не менее 5 процентов в общем объеме экспорта Беларуси.



В этой пятилетке приоритетное внимание будет также уделяться наращиванию экспорта услуг и увеличению их доли в совокупном объеме экспорта. При этом задача по росту и диверсификации будет решаться за счет развития инфраструктуры сферы услуг, оптимизации системы регулирования, а также активного продвижения на внешних рынках бренда Беларуси. В части географической диверсификации экспорта основные усилия будут направлены на реализацию сбалансированной экспортной стратегии.

— Мы нацелены на развитие взаимовыгодной экономической интеграции в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, укрепление стратегического партнерства с КНР и расширение внешнеэкономических связей с другими государствами, — продолжает Александр Гурьянов.

Присутствие на традиционных рынках сохранится, но дипломаты сконцентрируют внимание и на наращивании белорусского экспорта в страны Европейского союза и дальней дуги, освоении новых ниш мирового рынка. Задача — ежегодное увеличение совокупной доли стран ЕС и дальней дуги в экспорте товаров (без учета нефти, нефтепродуктов, калийных и азотных удобрений) на 4 процента.

Инструменты не только финансовые

Для продвижения товаров и услуг на внешние рынки будут совершенствоваться механизмы государственной поддержки экспорта. Как рассказал Александр Гурьянов, в части финансовых инструментов приняты решения о расширении экспортного кредитования и страхования экспортных рисков. На 2021–2022 годы продлен срок действия Указа Президента № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь». Нерезидентам предоставлена возможность приобретать белорусские товары за счет кредитов банков-нерезидентов не только в зарубежных странах (у субъектов товаропроводящей сети), но и напрямую у наших производителей:

— Уже внесены изменения в Указ Президента № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)», которые предусматривают предэкспортное кредитование, расширение перечня кредитующих банков и страховых организаций, отмену ограничения по сумме экспортного кредита (ранее порог составлял 200 тысяч долларов) и ряд других мер.

С 2020 года экспортеры впервые начали использовать механизмы поддержки по участию в международных специализированных выставках и сертификации продукции для зарубежных рынков (в рамках Указа Президента № 412 «О поддержке экспорта»). Пандемия несколько затормозила это начинание, но в нынешнем году прогнозируется всплеск активности, особенно со стороны малого и среднего бизнеса.

— С учетом поставленных в программе задач продолжится работа по внедрению дополнительных и не запрещенных в ВТО и ЕАЭС мер компенсации расходов экспортеров. В этом контексте планируется задействовать потенциал ЕАЭС в целях создания механизмов по поддержке и продвижению на внешних рынках продукции, совместно произведенной в государствах — членах союза, — отметил первый заместитель руководителя МИД.

Фото Дианы Михалевич

В работе над расширением нефинансовых механизмов поддержки экспорта примут участие также Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен и Белорусская торгово-промышленная палата, добавил Александр Гурьянов:

— Сегодня весьма востребована помощь по выходу на международные площадки электронной торговли, сертификации и разработке дизайна продукции, созданию и продвижению новых брендов.

В этом направлении также важно уделить внимание вопросам развития консультационных услуг по разработке экспортных стратегий, оценке экспортного потенциала предприятий, определению конкурентных преимуществ продукции, а также правовой поддержке касательно создания экспортно ориентированных совместных предприятий с иностранными партнерами.




osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter