Сегодня экспорт отечественной машиностроительной промышленности налажен в 99 стран

Хорошо сделано — хорошо продано

Для отечественного промышленного сектора нынешний год складывается успешно. В условиях потенциальных санкционных рисков и непредсказуемого поведения иностранных контрагентов, а также сложной эпидемиологической обстановки наша промышленность сохраняет положительную динамику по основным финансовым показателям. Все доведенные Правительством ключевые показатели выполнены. Экспортный рост за девять месяцев этого года — 135 процентов, а чистая прибыль — около 430 миллионов рублей. Накануне Дня машиностроителя первый заместитель министра промышленности Сергей ГУНЬКО рассказал о механизмах наращивания экспорта продукции и инновационных точках роста. 

200 машин МАЗ в скором времени отправятся в Танзанию.
Фото Виталия Пивоварчика

Движение вверх

Поспособствовала росту экспорта общемировая ситуация после снятия локдауна. Мировые корпорации, в первую очередь те, которые добывают полезные ископаемые, возобновили свою инвестиционную деятельность. Пошли в рост и продажи бытовой техники белорусского производства, особенно телевизоров и холодильников. 95 процентов всей произведенной в нашей стране бытовой техники идет на экспорт.

Сергей ГУНЬКО.

— С начала года мы произвели промышленной продукции более чем на 11,9 миллиарда рублей, — уточняет Сергей Гунько. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года — 142,5 процента. Увеличен экспорт в Россию и страны ближнего зарубежья. По многим направлениям мы достигли предельных фактических возможностей по производству продукции. Заказов поступает больше, чем мы можем выполнить.

Война брендов

Сегодня под западными санкциями находятся «АМКОДОР», МАЗ и БЕЛАЗ. Сергей Гунько уверен, что санкции — очередной инструмент конкурентной войны против наших предприятий:

— Мы потеснили на рынке крупных игроков и отняли у них весомую долю рынка. В условиях санкций нашли альтернативные пути развития. Переориентировали работу с другими поставщиками, притом качество продукции не пострадало. Перенаправили экспортные потоки и осваиваем новые рынки сбыта. 

Сегодня экспорт машиностроительной промышленности налажен в 99 стран. Один из перспективных рынков сбыта нашей техники — Африканский континент. Так, в прошлом году успешно выполнены три контракта на поставку техники в Зимбабве на сумму около 50 миллионов долларов. А в июне заключены новые контракты на поставку 1337 тракторов МТЗ, 16 комбайнов «Гомсельмаша» и пяти единиц сельскохозяйственной техники производства «Бобруйскагромаш» на общую сумму 26,5 миллиона долларов. Кроме того, нашу технику высоко оценили в Малави, Буркина-Фасо, прорабатывается вопрос о постройке сборочных цехов в Замбии и ЮАР. Создаются сборочные цеха в Египте. Заключен контракт на поставку 700 тракторов в эту страну. 200 машин МАЗ в скором времени отправятся в Танзанию. 

Технологии будущего

Треть от общего объема отгруженной на экспорт продукции — инновационная. В отдельных отраслях эта доля доходит до 80 процентов — например, в машиностроении и производстве телевизионной техники. Это будущие точки роста. 

— Активно занимаемся разработкой техники на электрической тяге — это наш фундамент инновационной деятельности, — комментирует Сергей Гунько. — До 2025 года появится целая новая отрасль по производству грузового, пассажирского и легкового электротранспорта. Первые опытные образцы уже проходят испытания. 

Сфере производства электротранспорта Министерство промышленности ежегодно выделяет около 60 миллионов долларов на создание решений и продуктов. Всего же до конца 2025 года на эти исследования потратят приблизительно 400 миллионов долларов. Вложенные средства дают плоды. 

В июне этого года Главе государства продемонстрировали, как беспилотные БЕЛАЗы добывают гранитный щебень на месторождении «Ситницкое» РУПП «Гранит» в Лунинецком районе. Опытные образцы карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7558R грузоподъемностью 90 тонн и фронтального погрузчика БЕЛАЗ-7825D работают с использованием технологии передачи данных по каналам связи 5G. 

Беспилотной техникой занимается и МАЗ. Опытная разработка началась еще в 2018 году. Первая партия произведена и поставлена на внутренний рынок в этом году. Четыре электробуса на базе МАЗ-303 колесят по улицам Минска и еще шесть — в регионах. 
Ежегодно на создание решений и продуктов в сфере производства электротранспорта Министерство промышленности выделяет около 60 миллионов долларов.
ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter