Хорошо ли, когда грустно?

Вот парадокс — какой бы ни был праздник, всегда известно, чего от него ожидать: музыкальная группа выступит в концертном зале (впрочем, стадионом тоже никого не удивишь), в музеях экспонаты будут висеть на стенах и в театре академическую пыль сберегут (и, возможно, правильно сделают)...
Вот парадокс — какой бы ни был праздник, всегда известно, чего от него ожидать: музыкальная группа выступит в концертном зале (впрочем, стадионом тоже никого не удивишь), в музеях экспонаты будут висеть на стенах и в театре академическую пыль сберегут (и, возможно, правильно сделают). Все — по чуть ли не веками отработанным схемам. А, собственно, почему? Ведь наступает же момент, когда традиции ломаются. И кто–то берет на себя смелость объявить об этом! Кто? Где отечественный «андеграунд»?

Вот в Москве модные театральные группы выступают нынче после полуночи на станции метро «Воробьевы горы». В Нью–Йорке художники рисуют open–air — на стенах заброшенных домов и заборах, причем галеристы охотятся за этим ускользающим искусством (ведь дождь, снег) с не меньшим азартом, чем за картинами на холстах. В Лондоне любят чем–нибудь удивить в зданиях бывших электростанций высотой в несколько сот метров, где, чтобы увидеть артефакт, надо лечь на пол и посмотреть на своды... Говорят, релаксация... Восторг!

А в Минске? Я решила проявить инициативу и если не организовать фестиваль в метро или посреди улицы, то хотя бы узнать, возможна ли в нашей столице такая эпатажность. В техническом отделе Минского метрополитена меня огорчили — нет, не готовы они к встрече с авангардным искусством... Ладно, есть еще арки, подвалы, стоянки — пробую договориться я сама с собой. Почему бы нет? Даже вечный Эрмитаж в Санкт–Петербурге сделал однажды в День студентов экскурсию по своим крышам! А в Минске работает Музей современного изобразительного искусства — что у них в планах «остренького»? Но там на меня замахали руками: «Что вы, что вы! У нас — музейные ценности!»

Хотя — вот удача! — в музее открылась выставка Алексея Губарева и Мити Писляка, в своеобразном манифесте к которой художниками жестко заявлено: «Мы устали от обыденности и однообразия нашей жизни, устали от серых и блеклых красок повседневности. И твердо решили воткнуть нож в горло общественных стандартов и каждый по–своему раскрасить мир посредством своих работ».

Наконец–то! Ищу экспозицию. А что ее искать? Вот она, в голубом зале на втором этаже: свое «оружие против обыденности» ребята разместили в добротных стенах, «нож в горло общественных стандартов» находится здесь под оком искусствоведа–куратора и сигнализацией... Как говорится, авантюра всегда под контролем...

— Не все так просто... — возражает мне Алексей.

На этой фразе, как я понимаю, погибла не одна сотня гениальных замыслов молодых авангардистов. И можно было бы не продолжать, но...

— Мы мечтаем когда–нибудь показать свои работы в гаражах! — бесстрашно выдохнул Губарев далее. — Однако для этого нужно найти спонсора, организатора, подходящие гаражи... Трудно сломать традиции, устоявшиеся годами.

Им — трудно. А нам? Грустно... Хорошо ли, когда грустно?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter